Android studio как повернуть экран

Обновлено: 28.05.2024

На прошлом уроке мы выяснили, что Activity читает layout-файл и отображает то, что в нем сконфигурировано. Теперь выясним, откуда Activity знает, какой именно layout-файл читать.

Урок был обновлен 02.02.2015

Создадим приложение для этого урока. Для этого необходимо создать модуль в проекте Android lessons. Этот проект мы создали в прошлых уроках. Если вы еще не запомнили, как создавать модули, то можно просмотреть еще раз Уроки 3 и 4.

И давайте сразу разберем один момент. Последующие уроки были написаны давно, и написаны они были под среду разработки Eclipse. Соответственно, все уроки содержат информацию для создания проекта в Eclipse.

Но Eclipse отличается от Android Studio организацией проектов/модулей. И сейчас мы разберемся, как информацию по созданию проекта в Eclipse использовать при создании модулей в Android Studio.

Инфа для создания проекта в Eclipse выглядит так:

Project name: P0051_LayoutFiles
Build Target: Android 2.2
Application name: LayoutFiles
Package name: ru.startandroid.develop.LayoutFiles
Create Activity: MainActivity

Обычно, подобный текст есть в начале каждого урока.

А для создания модуля в Android Studio нам нужна информация в таком виде

Application/Library name: LayoutFiles
Module name: p0051layoutfiles
Package name: ru.startandroid.p0051layoutfiles

Как получить из старого новое? Рассмотрим на примере этого урока. Будем брать значения для Eclipse и подставлять их в Android Studio.

Для поля Application/Library name берете значение Application name, без каких-либо изменений. Т.е. LayoutFiles.

Для Module name можно брать значение Project name, но заглавные буквы надо сделать маленькими, а нижнее подчеркивание удалить. Т.е. из P0051_LayoutFiles получаем p0051layoutfiles.

Package name – это ru.startandroid. плюc только что полученный Module name, т.е. ru.startandroid.p0051layoutfiles

Используйте эту схему во всех последующих уроках для создания модулей.


Также, в информации для Eclipse есть поле Create Activity. Его будем использовать при создании модуля, когда указываем имя Activity, в поле Activity Name


Сюда надо подставить значение из Create Activity. Обычно это всегда MainActivity.

Запомните эту инструкцию и применяйте в каждом уроке, чтобы создавать модули.

Возвращаемся к уроку.

При разработке, каждому Activity сопоставляется одноименный java-класс (наследник класса android.app.Activity). При запуске приложения, когда система должна показать Activity и в дальнейшем работать с ним, она будет вызывать методы этого класса. И от того, что мы в этих методах накодим, зависит поведение Activity.

При создании модуля мы указывали, что надо создать Activity с именем MainActivity


Мы попросили создать Activity, и среда разработки создала нам соответствующий класс (в дальнейшем мы научимся их создавать самостоятельно).

Давайте посмотрим этот класс: откроем двойным кликом файл: java\ru\startandroid\p0051layoutfiles\MainActivity.java


Смотрим java-код. Нас интересует метод onCreate – он вызывается, когда приложение создает и отображает Activity (на остальные методы пока не обращаем внимания). Посмотрим код реализации onCreate.

это вызов метода родительского класса, выполняющий необходимые процедуры, его мы не трогаем.

Нас сейчас очень интересует следующая строка:

Метод setContentView(int) – устанавливает содержимое Activity из layout-файла. Но в качестве аргумента мы указываем не путь к layout-файлу (res/layout/activity_main.xml), а константу, которая является ID файла. Эта константа генерируется автоматически в файле R.java, который мы пока трогать не будем. В этом классе будут храниться сгенерированные ID для всех ресурсов проекта (из папки res/*), чтобы мы могли к ним обращаться. Имена этих ID-констант совпадают с именами файлов ресурсов (без расширений).

Файл res/layout/activity_main.xml был создан средой разработки вместе с Activity. Его название запрашивалось на том же экране, где и название Activity (скрин выше).

В последующих уроках этот файл называется обычно main.xml, а не activity_main.xml

Откроем двойным кликом res/layout/activity_main.xml


посмотрим, что там


Запустим приложение и посмотрим, что оно нам покажет


Все верно - Activity отобразил то, что прописано в activity_main.xml.

Попробуем отобразить содержимое другого файла. Создадим еще один layout-файл, например myscreen.xml. Для этого выделим папку res/layout в нашем модуле и нажмем на ней правую кнопку мыши. В появившемся меню выбираем New > Layout resource file. Для любителей горячих клавиш есть более удобный путь: при выделенной папке res/layout нажать ALT+Insert, и там уже Enter на пункте Layout resource file.


Вводим имя файла myscreen, остальное пока не меняем, жмем OK.

В папке layout должен появиться новый файл myscreen.xml


Этот новый layout-файл должен сразу открыться на редактирование. Добавим на экран элемент Plain TextView из списка слева и через Properties изменим его текст на: «new layout file myscreen for activity».


Обязательно сохраняем (CTRL+S).

При создании нового layout-файла myscreen, среда добавила в R.java новую константу для этого файла - R.layout.myscreen. И мы теперь в коде сможем через эту константу указать на этот новый layout-файл.

Настроим так, чтобы Activity использовало новый файл myscreen.xml, а не activity_main.xml, который был изначально. Откроем MainActivity.java и поменяем аргумент метода setContentView. Замените «R.layout.activity_main», на «R.layout.myscreen» (ID нового layout-файла). Должно получиться так:

Сохраняем код (CTRL+S) и запускаем приложение (SHIFT+F10).

Теперь нам предложат подтвердить, что мы хотим запустить приложение на включенном эмуляторе.


Чтобы он при каждом запуске это не спрашивал, включите галку Use same device for future launches и жмите OK.


Видим, что теперь оно отображает содержимое из myscreen.xml, т.к. мы явно ему это указали в методе setContentView, который выполняется при создании (onCreate) Activity

Layout-файл в виде XML

Открыв в Android Studio layout файл activity_main или myscreen, вы видите его визуальное представление. Т.е. некий предпросмотр, как это будет выглядеть на экране. Снизу вы можете видеть две вкладки – Design и Text. Откройте вкладку Text


Мы видим достаточно читабельное xml-описание всех View нашего layout-файла. Названия xml-элементов - это классы View-элементов, xml-атрибуты - это параметры View-элементов, т.е. все те параметры, что мы меняем через вкладку Properties. Также вы можете вносить изменения прямо сюда и изменения будут отображаться во вкладке Design. Например, изменим текст у TextView. Вместо «new layout file myscreen for activity», напишем текст «some new text»


Сохраняем. Открываем Design и наблюдаем изменения.


Обычно авторы учебников дают содержание layout-файлов именно в xml виде. Это удобно – вы можете просто скопировать фрагмент и использовать, и не надо вручную добавлять View-элементы, бегать по Properties и настраивать все руками. Я буду делать в своих проектах так же.

Layout-файл при смене ориентации экрана

По умолчанию мы настраиваем layout-файл под вертикальную ориентацию экрана. Но что будет если мы повернем смартфон и включится горизонтальная ориентация? Давайте смотреть.

Изменим myscreen.xml. Добавим вертикальный ряд кнопок и изменим надпись.

xml-код (вы можете скопировать его и заменить им содержимое вашего layout файла myscreen во вкладке Text):

Обратите внимание - я добавил вертикальный LinearLayout и поместил в него 4 кнопки. Подробнее обсудим это на следующем уроке.

Сохраним файл, запустим приложение.


В вертикальной ориентации все ок.

Нажмем в эмуляторе CTRL+F12, ориентация сменилась на горизонтальную и наши кнопки уже не влезают в экран.


Т.е. нам необходим еще один layout-файл, который был бы заточен под горизонтальную ориентацию и в нашем случае вывел бы кнопки горизонтально.

Но как дать знать Activity, что она в вертикальной ориентации должна использовать один layout-файл, а в горизонтальной – другой? Об этом за нас уже подумали создатели Андроид. У нас есть возможность создать layout-файл, который будет использоваться приложением, когда устройство находится в горизонтальной ориентации.

Создание такого файла почти не отличается от создания обычного layout-файла. Становимся на папку res/layout и создаем новый Layout resource file. Название файла указываем то же самое: myscreen. Осталось добавить спецификатор, который даст приложению понять, что этот layout-файл надо юзать в горизонтальной ориентации. Для этого в списке спецификаторов слева снизу находим Orientation


И жмем кнопку со стрелкой вправо. Тем самым мы включили использование спецификатора ориентации. Нам надо указать, что нас интересует горизонтальная ориентация: Landscape. Выберите это значение из выпадающего списка.

Обратите внимание, что изменилось значение поля Directory name


Настройкой спецификатора мы указали, что наш новый layout-файл будет создан в папке res/layout-land, а не res/layout, как обычно. Т.е. спецификатор –land указывает на то, что layout-файлы из этой папки будут использованы в горизонтальной ориентации устройства.

Посмотрим на структуру модуля


Видим, что у нас теперь два файла myscreen: обычный и land. Можно это же увидеть в структуре папок. Для этого сверху поменяйте вид проекта с Android на Project


И вы увидите, что в модуле теперь есть папки res/layout и res/layout-land. И обе они содержат файл myscreen.

Откроем двойным кликом файл res/layout-land/myscreen и поменяем его содержимое на такой xml-код:

Вкладка Design покажет следующее:


В этом layout файле мы расположили кнопки горизонтально, чтобы они адекватно отображались в горизонтальной ориентации.

Обратите внимание на название файла сверху. Там присутствует спецификатор land, чтобы вы всегда понимали какой из двух myscreen вы сейчас редактируете.


Activity читает layout-файл, который мы указывали в методе setContentView, т.е. myscreen.xml и отображает его содержимое. При этом оно учитывает ориентацию устройства, и в случае горизонтальной ориентации берет myscreen из папки res/layout-land (если он, конечно, там существует).

Переключим ориентацию CTRL+F12.


Activity понимает, что находится в вертикальной ориентации, и использует layout-файл myscreen из папки res/layout.

Еще немного об уроках. Далее почти во всех уроках основной layout-файл будет называться main.xml. Пусть это вас не смущает, просто помните, что ваш основной файл - это activity_main.xml.

- в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование

- ну и если просто хочется поговорить с коллегами по разработке, то есть чат Флудильня

- новый чат Performance для обсуждения проблем производительности и для ваших пожеланий по содержанию курса по этой теме

image

Важно!
Изначально в статье была реализация с ошибкой. Ошибку исправил, статью немного поправил.

Предисловие

Истинное понимание проблем каждой платформы приходит после того, как попробуешь писать под другую платформу / на другом языке. И вот как раз после того, как я познакомился с разработкой под iOS, я задумался над тем, насколько ужасна реализация поворотов экрана в Android. С того момента я думал над решением данной проблемы. Попутно я начал использовать реактивное программирование везде, где только можно и уже даже не представляю как писать приложения по-другому.

И вот я узнал про последнюю недостающую деталь — Data Binding. Как-то эта библиотека прошла мимо меня в свое время, да и все статьи, что я читал (что на русском, что на английском) рассказывали не совсем про то, что мне было необходимо. И вот сейчас я хочу рассказать про реализацию приложения, когда можно будет забыть про повороты экранов вообще, все данные будут сохраняться без нашего прямого вмешательства для каждого активити.

Когда начались проблемы?

По настоящему остро я почувствовал проблему, когда в одном проекте у меня получился экран на 1500 строк xml, по дизайну и ТЗ там было целая куча различных полей, которые становились видимыми при разных условиях. Получилось 15 различных layout’ов, каждый из которых мог быть видимым или нет. Плюс к этому была еще куча различных объектов, значения которых влияют на вьюху. Можете представить уровень проблем в момент поворота экрана.

Возможное решение

Сразу оговорюсь, я против фанатичного следования заветам какого-либо подхода, я пытаюсь делать универсальные и надежные решения, несмотря на то, как это смотрится с точки зрения какого-либо паттерна.

Я назову это реактивным MVVM. Абсолютно любой экран можно представить в виде объекта: TextView — параметр String, видимость объекта или ProgressBar’а — параметр Boolean и т.д… А так же абсолютно любое действие можно представить в виде Observable: нажатие кнопки, ввод текста в EditText и т.п…

Вот тут я советую остановиться и прочитать несколько статей про Data Binding, если еще не знакомы с этой библиотекой, благо, на хабре их полно.

Да начнется магия

Перед тем как начать создавать нашу активити, создадим базовые классы для активити и ViewModel'ли, где и будет происходить вся магия.

Update!
После общения в комментариях, осознал свою ошибку. Суть в том, что в моей первой реализации ничего не сериализуется, но все работает при поворотах экрана, да даже при сворачивании, разворачивании экрана. В комментариях ниже обязательно почитайте почему так происходит. Ну а я исправлю код и поправлю комментарии к нему.

Для начала, напишем базовую ViewModel:


Я уже говорил, что все что угодно можно представить как Observable? И библиотека RxBinding отлично это делает, но вот беда, мы работает не напрямую с объектами, типа EditText, а с параметрами типа ObservableField. Что бы радоваться жизни и дальше, нам необходимо написать функцию, которая будет делать из ObservableField необходимый нам Observable RxJava2:


Тут все просто, передаем на вход ObservableField и получаем Observable RxJava2. Именно для этого мы наследуем базовый класс от BaseObservable. Добавим этот метод в наш базовый класс.

Теперь напишем базовый класс для активити:


Я постарался подробно прокомментировать код, но заострю внимание на нескольких вещах.
Активити, при повороте экрана всегда уничтожается. Тогда, при восстановлении снова вызывается метод onCreate. Вот как раз в методе onCreate нам и нужно восстанавливать данные, предварительно проверив, сохраняли ли мы какие-либо данные. Сохранение данных происходит в методе onSaveInstanceState.

При повороте экрана нас интересует порядок вызовов методов, а он такой (то, что интересует нас):

1) onDestroy
2) onSaveInstanceState

Что бы не сохранять уже не нужные данные мы добавили проверку:


Дело в том, что метод isFinishing вернет true только если мы явно вызвали метод finish() в активити, либо же ОС сама уничтожила активити из-за нехватки памяти. В этих случаях нам нет необходимости сохранять данные.

Реализация приложения

Представим условную задачу: нам необходимо сделать экран, где будет 1 EditText, 1 TextView и 1 кнопка. Кнопка не должна быть кликабельной до тех пор, пока пользователь не введет в EditText цифру 7. Сама же кнопка будет считать количество нажатий на нее, отображая их через TextView.

Update!
Пишем нашу ViewModel:


Update
Вот тут и и были самые большие проблемы. Все работало и при старой реализации, ровно до того момента, пока в настройках разработчика не включить параметр «Don't keep activities».

Что бы все работало как надо, необходимо реализовывать интерфейс Parcelable для ViewModel. По поводу реализации ничего писать не буду, только уточню еще 1 момент:

Данные-то мы возвращаем, а вот Observable мы теряем. Поэтому пришлось выводить в отдельный метод и вызывать его во всех конструкторах. Это очень быстрое решение проблемы, не было времени подумать лучше, нужно было было указать на ошибку. Если у кого-то есть идеи как реализовать это лучше, пожалуйста, поделитесь.

Теперь напишем для этой модели view:


Ну и теперь, мы пишем нашу активити:


Запускаем приложение. Кнопка не кликабельна, счетчик показывает 0. Вводим цифру 7, вертим телефон как хотим, через 2 секунды, в любом случае кнопка становится активной, тыкаем на кнопку и счетчик растет. Стираем цифру, вертим телефоном снова — кнопка все равно через 2 секунды будет не кликабельна, а счетчик не сбросится.

Все, мы получили реализацию безболезненного поворота экрана без потери данных. При этом будут сохранены не только ObservableField и тому подобные, но так же и объекты, массивы и простые параметры, типа int.

Вы наверное на раз замечали что некоторые приложения работаю в горизонтальном положении устройства, а некоторый в вертикальном, или же переворачивая устройство приложение само меняет позиционирование Layout и всех компонентов. Именно об этом пойдет речь в этом уроке.

Вам стоит знать что существует 3 режима отображения:



3. Квадратный (уже не используется)


Как видите портретный режим более привычный телефонам а альбомный планшетам.

Шаг 1

Давайте теперь разберемся как же позиционировать UI компоненты.

Допустим у вас есть следующий набор компонентов на main.xml:

Выглядеть данный Layout будет в портретном виде так:


Теперь перед нами зада сделать так чтобы, когда устройство переворачивается горизонтальное положение (в альбомный вид), то делать расположение элементов на layout следующим:


Для этого нам достаточно в папке DetectOrientationDevice\res создать папку layout-land и в ней создать точно такой же layout как и первый наш main.xml:

Как видите мы расположили на этом layout компоненты так как бы хотели их видеть в альбомном виде.

После этих изменений мы увидим что при изменении ориентации устройства мы будем видеть разные компоновки layout.

Структура проекта:


Как вы видите есть стандартная папка layout и в ней наш main.xml и есть еще одна папка, которую мы добавили layout-land именно в ней мы создаем второй файл UI который и будет отображать альбомный вид.

Шаг 2

Теперь рассмотрим пример как программно определить текущую ориентацию устройства.

Давайте В классе MainActivity напишем метод, который будет определять положение устройства:

В 3-й строке мы получаем конфигурации ресурсов, с которых будем получать ориентацию, и в строке 4 и 7 мы проверяем ориентацию и выполняем соответствующее действие.


Вот так у нас должно работать определение ориентации, но устройство можно повернуть в любую сторону, и какже этим управлять? С этим мы разберемся в следующем шаге.

Шаг 3

Давайте в класс MainActivity допишем еще один метод в класс который будет определять куда повернуто устройство:

В 3-й строке мы получаем ориентацию с ресурсов.

ориентация экрана android

При разработке мобильных приложений со сложным дизайном нередки ситуации, когда при изменении ориентации экрана все выглядит совсем не так, как Вам хотелось бы. В таких случаях выходом из ситуации может стать использование различных шаблонов для книжной и альбомной ориентации устройства. При этом переключение между шаблонами может осуществляться в автоматическом или динамическом (ручном) режиме.

Первый способ очень прост. Вы создаете различные версии файла шаблонов для случая альбомной и книжной ориентации и помещаете их в папки res/layout-land для книжной и res/layout-port для портретной ориентации.

Как поменять ориентацию экрана вручную

Если вы хотите управлять сменой шаблона вручную, Вам необходимо воспользоваться методами, предоставляемыми классом Configuration. Объект этого класса передается в качестве параметра в метод onConfigurationChanged, который вызывается при изменении одного из параметров, определенного атрибутами Activity в файле AndroidManifest.xml. Чтобы перехватывать смену ориентации Вам нужно задать атрибут android:configChanges в знаение orientation в файле манифеста. Если этого не сделать, то метод onConfigurationChanged не будет вызываться при смене ориентации устройства.

Блокировка ориентации экрана

Иногда нам требуется запретить смену ориентации. Например, для длинного списка предпочтительной является книжная ориентация, поскольку в этом случае на экране уместится большее количество информации. Вы можете ограничить ориентацию эерана для своей activity с помощью атрибута android:screenOrientation. Этот атрибут можно указать в AndroidManifest.xml. android:screenOrientation="landscape" - альбомная ориентация, android:screenOrientation="portrait" - книжная ориентация. Если Вы ограничиваете свое приложение одной ориентацией, то шаблон должен располагаться в папке res/layout.

Пример android приложения

Давайте создадим проект, в котором продемонстрируем различные способы изменения шаюлона экрана при смене ориентации. Приложение судет состоять из трех кнопок, при нажатии на которые будет открываться activity, в которой будет реализован тот или иной способ работы с ориентацией. Внутри шаблона приложения с помощью атрибута android:onClick объявим методы, которые будут вызываться при нажатии на кнопки.



Шаблон нашего приложения имеет вид:
activity_main.xml

Внутри класса MainActivity определим эти методы.

Реализация автоматической ориентации экрана

Создайте файл шаблона activity_automatic.xml в папке res/layout-land. Этот файл определяет вид экрана при альбомной ориентации.

Аналогичный файл для книжной ориентации создадим в папке res/layout-port. Обратите внимание, что TextView имеет разные цвета.

Для реализации автоматического изменения шаблона создадим класс AutomationOrientation. Внутри класса мы просто связываем с activity xml файл.

Реализация динамической смены шаблона при переориентации экрана

Давайте теперь создадим Activity, внетри которого смена ориентации экрана будет происходить динамически. Создадим в папке layout два файла activity_dynamic_land.xml и activity_dynamic_port.xml, имеющих следующее содержание

Теперь создадим класс DynamicOrientationDetection, в котором будем определять текущую ориентацию экрана и выбор подходящего шаблона. В этом классе мы переопределяем метод onConfigurationChanged. В файл AndroidManifest.xml добавим поле android:configChanges="orientation". Это обеспечит вызов метода onConfigurationChanged при изменении ориентации экрана. Код AndroidManifest.xml приведен в самом конце статьи.

Реализация блокировки автоматической ориентации экрана

Наконец займемся Activity, в которой запрещено реагировать на изменение ориентации устройства. Сделаем так, чтобы в приложении всегда использовалась альбомная ориентация. Зададим в AnroidManifest.xml атрибут android:screenOrientation="landscape" и создадим файл шаблона в папке res/layout

Класс RestrictedOrientation имеет вид

После добавления всех actiity в файл AndroidManifest.xml он должен иметь вид
AnroidManifest.xml

Исходный файл проекта можно скачать из репозиторияgithub/Code4Reference.

Читайте также: