Влияние телефона на сон ребенка

Обновлено: 06.07.2024

Влияние гаджетов на сон ребенка

Недавнее исследование выявило, что 35% современных детей в 3–5 лет имеют свой собственный гаджет и проводят в среднем 118 минут в день перед экраном [2]. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, интернетом или телевидением связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

Включить ребенку телевизор или дать поиграть на телефоне, чтобы быстренько сделать дела по дому или выпить долгожданную чашку чая в тишине, вроде бы вполне обычное дело. Ребенок увлечен, кажется, что он расслаблен и отдыхает за просмотром любимого мультика.

На самом деле мозг ребенка в этот момент очень напряженно трудится. Он старается уследить за меняющимися картинками и обработать новую информацию. Иногда, сидя перед телевизором, дети начинают повторять навязчивые движения (накручивать волосы на палец, грызть ногти, теребить пупок или другую часть тела). При кажущемся спокойствии они в этот момент возбуждены. Поэтому когда телевизор выключается, ребенок начинает бегать, прыгать, резко бросается к какому-нибудь занятию. А что если уже пора ложиться спать?

Когда телевизор дома включен целый день, ребенок может его и не смотреть, но мозг постоянно стимулируется посторонними звуками и «считывает» информацию, а значит перегружается. Привыкая к гиперстимуляции, дети уже не могут обходиться без нее. Ребенок требует мультики еще и еще, и отказать ему все труднее. Играть, есть, засыпать под мультфильмы входит у ребенка в привычку. И даже во сне мозг не перестает обрабатывать полученную за день информацию, а значит, нервная система не отдыхает.

Просмотр телевизора, игры на планшете особенно возбуждают нервную систему ребенка. Поэтому ему труднее уснуть, сон может быть прерывистым. Ребенку могут сниться страшные сны. Ведь что-то в мультфильме может его встревожить или останется для малыша непонятным.

Чрезмерная стимуляция нервной системы может быть причиной ночных кошмаров, когда ребенку снятся чудовища или погоня за ним, и его переживания очень реалистичны. Обычно это происходит во второй половине ночи. Ребенок просыпается в плаче или с криком, он напуган, иногда его тяжело успокоить.

Стоит разбудить ребенка и помочь ему успокоиться. Не нужно уговаривать его, что приснившихся монстров не существует, для детей они вполне реальны.

  • Сведите к минимуму пугающие переживания за день, чтобы сон ребенка был спокойным. Телевизор и планшет в вечернее время лучше вообще исключить. А также не читайте страшные книги и по возможности избегайте ситуаций, которые могут быть непонятными и неприятными для ребенка.
  • Используйте «ловушки для плохих снов», «сновизор», с помощью которого ребенок во время ритуала отхода ко сну может заказать себе сновидение. Это может быть коробка с нарисованными кнопками.
  • Пусть ребенок выберет себе «игрушку-защитника», которая будет оберегать его сон.

Во время бодрствования гуляйте, играйте с ребенком в подвижные игры, разговаривайте, пойте, танцуйте. Но не допускайте излишней активности и перевозбуждения в вечернее время – чрезмерная эмоциональная нагрузка плохо влияет на качество сна.

Важно качественно расслаблять ребенка перед сном: спокойно провести достаточное для полного успокоения время при неярком освещении и в тишине.

Ежедневно проводите перед сном один и тот же ритуал, в который включите различные способы релаксации.

Сколько времени стоит проводить ребенку перед телевизором или с гаджетами?

Младше 3 лет
Лучше совсем без телевизора и точно не рекомендуется телефон или планшет.

3–5 лет
Телевизор 20 минут, лучше совсем без гаджетов. В экстренных случаях можно дать ненадолго планшет или телефон.

5–7 лет
Телевизор 30 минут или гаджеты 10 минут (лучше обойтись без них).

7–9 лет
Суммарное время для телевизора и гаджетов 40 минут в день.

9–14 лет
Суммарное время 60 минут в день.

Старше 14 лет
Не более 90 минут в день.

Мама 5-летнего мальчика поделилась переживаниями: сын каждую ночь приходит в родительскую кровать. Она старалась не раздражаться на ребенка, но не могла выспаться перед работой, а к вечеру сил не оставалось ни на что. Вечером у нее, как у любой мамы, много забот – ужин, уборка, игры с младшей дочкой. У нее не хватало ресурса, чтобы играть с сыном, и он был предоставлен сам себе – игры на планшете и бесконечные мультики в YouTube.

  1. Если совсем исключить экранное время перед сном не получается, подобрать спокойный контент без быстрой смены сцен, громких звуков, раздражающих цветов: Сказки с оркестром, Детская аудиокниги с Чевостиком или канал с Чевостиком на YouTube, видео с животными в хорошем качестве, например, на каналах BBC или National Geographic и т.п.
  2. Заранее оговорить с сыном экранное время, установить таймер. Мама хорошо держала ведущую роль, поэтому сложностей на этом этапе не возникло.
  3. Перед сном проводить время с сыном, напитывать любовью, разговорами о прошедшем и предстоящем дне, чтением книг, особым ритуалом перед сном – только для него.

Мама взяла отпуск, подкопила силы и начала работать. Через неделю сын стал спокойно спать всю ночь в своей кровати. Укладывание стало занимать немного больше времени, около часа, но мама призналась, что ей это даже нравится, потому что другого времени пообщаться с сыном в будни у нее просто не было. Она стала высыпаться и после рабочего дня уже не чувствовала себя разбитой. Важно было разорвать замкнутый круг недосыпа и постоянной усталости. У нее получилось, получится и у вас!


Как только возникли мобильные устройства споры о их влиянии на организм человека не утихают. Ученые проводят много научных исследований. Еще в 2001 в Европе был введен запрет на продажу игрушечных мобильных телефонов, использование и рекламу телефонов для несовершеннолетних. В 2011 году ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) отнесла излучение от мобильных телефонов в группу 2В, как возможно канцерогенных для человека, однако, через 2 года заявило, что никаких неблагоприятных последствий для человека не выявлено.

На данный момент точно установлено, что вред связан с электромагнитным излучением, которое телефон создает вокруг себя. Такое же излучение вокруг любого прибора, работающего от сети. Однако телефон находится вблизи от нашей головы. Наиболее чувствительны к электромагнитному излучению дети. Их кости, в частности кости черепа, более тонкие и в меньшей степени блокируют вредное излучение.

Чтобы оценить вредное воздействие «мобильников» на организм, был введен специальный показатель – удельный коэффициент поглощения электромагнитной энергии (SAR). Он показывает, какое количество энергии электромагнитного поля (в Ваттах) было поглощено одним килограммом тела человека за одну секунду. SAR – это первое, чем нужно поинтересоваться при покупке нового сотового телефона, заглянув в прилагаемую к нему инструкцию. Если SAR не превышает 0,2 Вт/кг, у телефона очень низкая облучающая способность. Если этот показатель попадает в интервал 0,2–0,5 Вт/кг – низкая, а если он больше 0,5, но меньше 1,0 Вт/кг – средняя. Облучающая способность считается высокой у аппаратов с SAR, превышающим 1,0 Вт/кг. К сожалению, до сих пор в мире не разработана единая методика определения этого коэффициента, поэтому результаты одинаковых исследований, проведенных в различных лабораториях, существенно отличаются друг от друга.

Влияние электромагнитного излучения на мозг человека

Негативное влияние электромагнитного излучения на мозг человека заключается в нагревании тканей головного мозга. Это может привести к хромосомным изменениям клеток мозга, их мутации и, как следствие, к возникновению опухоли мозга.

Как влияет электромагнитное излучение мобильных на детей?

Органы ребенка формируются на протяжении всего его детства. Воздействие электромагнитных волн способно нарушить их развитие. Воздействие радиоволн может влиять на психическое и физическое состояние ребенка. Некоторые исследования доказали, что сотовые телефоны могут стать причиной нарушения сна, вялости, сонливости, снижения иммунитета, нарушению памяти и психическим расстройствам. Основным проявлением является синдром раздражительной слабости. У детей младшего возраста он выражается капризами; неустойчивостью настроения и эмоциональной несдержанностью — у детей старшей возрастной группы. Сон становится тревожным, с неприятными сновидениями. Ребенку трудно заснуть, но также трудно ему и проснуться утром. Часто перед сном у ребенка возникает чрезмерное возбуждение, иногда сменяющееся слезами, страхами. Детям дошкольного возраста свойственна чрезмерная расторможенность.

Дети школьного возраста начинают испытывать трудности в учебе, ребенок становится рассеянным, ему трудно удержать свое внимание, сконцентрироваться. Ребенку становится трудно запомнить что-то новое, а то, что он уже знал, начинает забывать. Дети жалуются на частые головные боли. Ребенок не может сидеть спокойно, он постоянно двигает руками, плечами.

Так называемая детская нервозность — это самая мягкая форма неврастении. Ее характерными признаками являются повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, склонность к слезам и капризам, иногда ночные страхи (ребенок просыпается, плачет, зовет родителей). Может возникнуть боязнь темноты и одиночества.

С какого возраста можно пользоваться мобильным телефоном?

Для многих родителей сотовый телефон у их малыша является залогом его безопасности и их спокойствия. Ведь благодаря «мобильнику» ребенок находится под постоянным контролем своих папы и мамы. Однако здоровье должно быть на первом месте. Необходимо как можно на дольше оттягивать покупку мобильного телефона ребенку. Социологи считают, что самым подходящим возрастом для пользования сотовым является возраст от десяти лет.

Если же родители считают, что их малыш нуждается в телефоне в более раннем возрасте, им стоит позаботится о том, чтобы телефонные разговоры были максимально короткими. Лучшим выходом из такой ситуации считается вариант, когда связь в телефоне ребенка — односторонняя. Другими словами, родители могут звонить ребенку, а он им нет.

Специалисты Американской академии педиатрии и Канадского сообщества педиатров детям до двух лет предлагают не давать гаджеты вовсе. Детям до 12 лет планшет давать можно, но строго ограничивать по времени. По мнению педиатров, дети до 2 лет вообще не должны взаимодействовать с гаджетами.

Для детей 3 - 5 лет время на гаджеты должно ограничиваться 1 часом в день. С 6 до 18 лет можно играть не более 2 часов в день. Детские психотерапевты считают, что многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам.

Чем вредит неумеренное использование смартфонов и планшетов ребенку?

При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости.

Это грозит последующим воспалением и инфицированием. Длительное время нахождение в одной позе ухудшает осанку, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел);

В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца;

Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук;

Это может вызвать ожирение. При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Часто, «залипая» в планшете, любит полакомиться чем-то вкусненьким. По данным исследований американских ученых, дети, которым разрешено выходить в Интернет из своей спальни, на 30% чаще имеют избыточный вес.

  1. Это влияет на отношения между ребенком и родителями.

Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми. Когда родители дают в руки ребенка планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращается время, проведенное вместе с малышом, страдает общение между ними. Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку. Поэтому они могут испытывать трудности в установлении личных отношений во взрослой жизни.

Профессор психиатрии Гэри Смолл называет замечательное свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям. Ведь это так здорово — получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей. Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.

4. Учащение детских истерик. Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Доктор Дженни Рэдески подчеркивает, что девайсы – не лучший способ успокоить и отвлечь ребенка, ведь они не предоставляют ему возможности сформировать внутренние механизмы саморегуляции.

5. Ухудшение сна. Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью. Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования. Не разрешайте ребенку игры на планшете вечером, и особенно – перед сном. Замените их спокойными совместными играми, чтением книг.

6. Трудности в учебе. Исследования подтверждают, что дети, чрезмерно увлекающиеся девайсами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением, фантазией. Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни. От этого страдает скорость развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, без которых невозможно обучение. Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания. Снижается мотивация обучения.

7. Это не развивает умение общаться. При активном использовании смартфонов и планшетов живое общение вытесняется виртуальным, особенно среди подростков. При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми. Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.

8. Это может вызвать психические отклонения. Психологи остерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям. Легкодоступная информация в Интернете, не соответствующая возрасту ребенка, может привести к психозу, нарушениям в поведении, раннему половому влечению. При общении в социальных сетях есть большая вероятность наткнуться на психически больных людей, педофилов.

9. Увеличивает детскую агрессивность. Современный мир агрессивен и жесток. Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать. Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально. Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых. На сегодняшний день есть немало случаев, когда подростки берут в руки оружие и расстреливают людей.

10. Социальная тревожность. Чрезмерное увлечение компьютерными устройствами не дает возможность развивать умение общаться, повышать навыки коммуникации. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей.

Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность. Подростки начинают избегать таких ситуаций, еще более погружаясь в виртуальный мир, где не надо общаться с живым человеком. Получается замкнутый круг. Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.

Влияние современных гаджетов на зрение ребенка

Есть мнение, что современные гаджеты серьёзно портят зрение. Особенно обвиняют в этом излучение от экранов. На самом деле ни один современный гаджет не превышает нормы электромагнитного излучения, и в этом смысле не несёт никакой опасности для зрения. Однако существует ряд факторов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы сохранить остроту видения у себя и детей. Это размер и качество экрана устройства и условия его использования.

Чем меньше и хуже экран, тем сильнее приходится напрягать глаза. Поэтому телевизор лучше планшета. Нельзя долго смотреть на яркий экран, находясь в тёмном помещении. Лучше не читать с экрана и не давать детям смотреть мультфильмы в условиях сильной тряски. Необходимо правильно настроить освещённость экрана устройства: если на улице вы используете полную яркость, заходя в помещение, уменьшайте её на 2/3. Давая ребёнку смартфон или планшет, лучше посадить его за стол или поставить гаджет на подставку, чтобы расстояние от глаз ребёнка до экрана не менялось. Все эти рекомендации призваны снять чрезмерную нагрузку с глазных мышц и являются профилактикой снижения остроты зрения.

Говорить же о том, что использование гаджетов ведёт к слепоте, не правильно. Лучший способ защитить глаза ребёнка — ограничить время «общения» с гаджетом. Надо помнить, что длительное непрерывное «общение» с любым современным устройством вызывает синдром сухости глаз. Смотря на яркий экран, мы в 2-3 раза реже моргаем, а значит, недостаточно увлажняем свои глаза. В свою очередь, сухость глаз может привести к развитию их воспаления.

Как и любую другую проблему, снижение зрения легче предупредить, чем лечить. Меры профилактики не так сложны, как кажется. Стоит обращать внимание на размер и качество экрана (чем больше, тем лучше), правильно настраивать освещение (в помещении достаточно 1/3 от полной яркости), читать или смотреть видео, установив гаджет на подставку или положив на стол.

В тёмное время суток использовать гаджеты только с дополнительным освещением. Давать глазам отдых каждые 30-40 минут. По возможности ограничить время непрерывного использования гаджетов.

Дополнительным фактором, который, наряду с использованием современных девайсов, может спровоцировать ухудшение зрения у человека, является изначальная предрасположенность к тому или иному заболеванию глаз. Особенно это касается детей, у которых чрезмерные нагрузки на глаза при наличии врождённой патологии значительно ускорят её развитие. Прежде чем купить ребёнку планшет или смартфон, стоит сводить его на приём и осмотр к врачу-офтальмологу.

Информация подготовлена специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в городе Зеленоградск».

Ковтун Татьяна Анатольевна

Давайте начистоту: вовремя включенные мультики, которые с наслаждением смотрят малыши, спасли огромное количество нервных клеток мам и пап. Смартфоны плотно вошли в нашу жизнь, и важно грамотно ими пользоваться. В статье поговорим о влиянии смартфонов и планшетов на детский сон и дадим несколько советов о том, как малышу с ними взаимодействовать.

Влияние гаджетов на сон малыша

Сон и синий свет

Практически все гаджеты — от топового смартфона до простого планшета, оснащены светоизлучающими диодами, являющимися источниками 1 света в синей части спектра. По словам учёных, синий свет, как и любой свет видимой и невидимой части спектра, подавляет выработку гормона, регулирующего биоритмы организма человека — мелатонина. В результате, нарушается режим сна и бодрствования, вместо чувства сонливости мы испытываем чувство беспокойства, ворочаемся и не можем уснуть.

Сон и синий свет

Смартфоны стали частью жизни современных малышей и это заставляет учёных беспокоиться. Так, исследование 2017 года, проведённое в Италии, показало, что 40% детей в возрасте от 1 до 3 лет увлечены происходящим на девайсе за полчаса до отхода ко сну. Опрос, проведённый специалистами Лондонского университета вовсе показал, что 92% малышей в возрасте 2-3 лет пользуются сенсорными экранами. У них увеличивается дневной сон и сокращается ночной. 2

В другом исследовании, опубликованном в Scientific Reports, говорится, что каждый час, проведённый за сенсорным экраном, на 15 минут сокращает время сна. Кажется, что в контексте долгого ночного сна это капля в море, однако для растущего организма каждая минута имеет значение. 3

Нежелательный контент

Нежелательный контент

Всплывающий, агрессивный или страшный контент может стать причиной детских ночных кошмаров. 4

Поэтому тщательно отбирайте ресурсы, которые может просматривать малыш, а перед показом нового мультика лучше изучите его сами, чтобы потом в шоке от увиденного не забирать у крохи телефон. Приложения с популярными видео-сервисами можно настроить специально для ребёнка, используя специальные дополнения или функцию родительского контроля.

Эмоциональная сфера ребенка очень чувствительна к внешним воздействиям, а видеоролики, игры, развлекательный и познавательный контент всегда ярко (нередко даже чрезмерно) эмоционально окрашены. Поэтому даже полезный контент может вызвать перегрузку эмоциональной сферы у особенно чувствительных малышей, что необходимо учитывать родителям.

Полезные советы

Полностью запрещать малышу просмотр роликов на видео-сервисах не стоит. А вот грамотно выстроить коммуникацию крохи с девайсами очень даже нужно. Сейчас расскажем, что делать, чтобы серия любимого мультика пошла только на пользу.

Полностью запрещать малышу просмотр роликов на видео-сервисах не стоит

Смартфон не должен заменять родителя. Не используйте телефон в качестве поощрения, наказания или такой «цифровой няни», с которой можно оставить малыша. Это — только инструмент, который помогает вам решать воспитательные задачки.

Убавляем яркость экрана. Интенсивность света, а также его продолжительность также не очень хорошо влияют на выработку мелатонина. Если малыш увлечён смартфоном в вечернее время, можно убавить яркость или включить «режим чтения» — изображении станет тусклее, но будет меньше влиять на физиологические процессы. Кто-то советует устанавливать на экран специальные защитные плёнки с фильтрами, блокирующие синее излучение, однако нет научных исследований, подтверждающих эффективность этого способа.

Ограничиваем экранное время для ребёнка. Согласно рекомендациям ВОЗ, дети в возрасте до двух лет вообще не должны контактировать со смартфонами, планшетами и телевизорами. Ребёнку 2-4 лет можно проводить у экранов не более одного часа в день. Не забываем подавать и собственный пример.

На смартфоне можно даже установить специальное напоминание, которое оповестит, что пора отложить телефон.

Откладываем телефон за час до сна. В это время можно заняться вечерними ритуалами по отходу ко сну: почистить зубки, переодеться в пижаму, так и не решить, с какой игрушкой спать сегодня и забрать в кроватку сразу всех. Создайте свою, особенную традицию. Возможно, на укладывание будет тратиться больше времени, но это хороший способ побыть наедине с малышом, особенно если вы — работающий родитель.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Читайте также: