Влияние гаджетов на здоровье человека презентация

Обновлено: 06.07.2024

Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты и другие электронные устройства. Они делают нашу жизнь проще и комфортнее. Но при чрезмерном увлечении ими могут быть вредными для здоровья. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно. С одной стороны, это неисчерпаемый источник информации и способ разнообразных развлечений. С другой стороны, их постоянное использование небезопасно для здоровья, формируется зависимость от этих устройств. Ежедневная потребность в электронных играх, нахождение в виртуальном мире – не каждому под силу управлять своими эмоциями, желаниями и порывами.

Согласно исследованиям, люди, которые проводят много времени, погрузившись в видеоигры в роли виртуального персонажа, теряют интерес к общению в реальности. Чем больше времени дети и подростки проводят перед экранами гаджетов, тем больше угроза их здоровью: развивается гиподинамия, нарушается осанка, снижается иммунитет. Экраны гаджетов испускают яркое свечение, которое влияет на нервную систему. В результате у человека увеличивается риск развития бессонницы. А недостаток сна приводит к нарушению внимания, памяти и к психическим расстройствам. Играющий не совершает физической работы, но после игры чувствует себя очень уставшим, плохо спит, становится агрессивным, озлобленным, нервным, у него ухудшается зрение. Ослабление зрения происходит из-за длительной зрительной нагрузки, при которой развивается утомляемость всех мышц глаза. Особенно это вредно для детей и подростков. Постоянная нагрузка на глаза, перенапряжение нервной системы приводят к истощению организма.

Чтобы общение с гаджетами было безопасным для здоровья, соблюдайте следующие правила:

• Пользуйтесь этими приборами разумно.

• При использовании наушников-вкладышей время безопасного прослушивания не более получаса.

• Не делайте звук в наушниках слишком громким, пытаясь заглушить внешний шум. • Давайте своим ушам отдых.

• Старайтесь разговаривать по мобильному телефону менее 5 мин.

• Мобильный телефон лучше держать в сумке, кармане верхней одежды или в руке.

• Прикладывайте телефон к уху только после соединения с абонентом. • Для борьбы с вирусами гриппа и ОРВИ (в т.ч. коронавирусами) телефон следует обрабатывать после каждого посещения публичных мест, общественного транспорта и т. д. И обязательно вечером, после окончания рабочего дня.

• Пользуйтесь ПК, ноутбуком, планшетом не более одного часа в день (для подростков)

• При работе с ПК в течение 6–8 часов необходимо каждые 2–3 часа давать отдых глазам в течение 15 минут.

• Сидите за ПК правильно: -ноги согнуты под углом 90 градусов, уперты в пол; -спину держите ровно; -руки согнуты в локтях чуть больше 90 градусов.

• Не играйте в компьютерные игры незадолго до сна.

• Для отдыха используйте не компьютерные игры, а прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, встречи с друзьями. Эти правила не слишком сложные. Самое важное – это соблюдать и выполнять их.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Га́джет (англ. gadget — штуковина, приспособление, устройство, безделушка, прибор) — небольшое электронное устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Которые за последние несколько лет проникли чуть ли не во все сферы жизни .

Виды гаджетов

Роль гаджетов в современной жизни 80% ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА ИМЕЮТ С СОБОЙ РОССИЯН КАКОЙ-НИБУДЬ ГАДЖЕТ Ежедневно, ежечасно практически все люди пользуются различного рода гаджетами, большинство из которых еще несколько десятилетий назад можно было встретить только в книгах писателей-фантастов. Можно сказать, что из гаджетов, по сути, состоит вся современная жизнь. Некоторые гаджеты нейтральны. Например гаджеты, подключающиеся к компьютеру через USB-порт. Но такие продвинутые гаджеты, как смартфоны имеют и хорошие, и плохие стороны.

Роль гаджетов в современной жизни

80% ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА ИМЕЮТ С СОБОЙ

РОССИЯН КАКОЙ-НИБУДЬ ГАДЖЕТ

Ежедневно, ежечасно практически все люди пользуются различного рода гаджетами, большинство из которых еще несколько десятилетий назад можно было встретить только в книгах писателей-фантастов. Можно сказать, что из гаджетов, по сути, состоит вся современная жизнь. Некоторые гаджеты нейтральны. Например гаджеты, подключающиеся к компьютеру через USB-порт. Но такие продвинутые гаджеты, как смартфоны имеют и хорошие, и плохие стороны.

Плюсы использования гаджетов Быстрый и легкий доступ к нужной информации . Раньше для того, чтобы изучить тот или иной вопрос нужно было идти в библиотеку или, в крайнем случае, домой к компьютеру, теперь же интернет всегда под рукой. Возможность развиваться и совершенствоваться . Включить обучающую лекцию, просмотреть урок на ютюбе, прочитать книгу можно везде и в любой момент. Возможность зафиксировать определенный момент . Сфотографировать или снять на камеру. Быстрая коммуникация . Возможность в любой момент связаться с нужным человеком с помощью и мобильной связи, и интернета.

Плюсы использования гаджетов

  • Быстрый и легкий доступ к нужной информации . Раньше для того, чтобы изучить тот или иной вопрос нужно было идти в библиотеку или, в крайнем случае, домой к компьютеру, теперь же интернет всегда под рукой.
  • Возможность развиваться и совершенствоваться . Включить обучающую лекцию, просмотреть урок на ютюбе, прочитать книгу можно везде и в любой момент.
  • Возможность зафиксировать определенный момент . Сфотографировать или снять на камеру.
  • Быстрая коммуникация . Возможность в

любой момент связаться с нужным

человеком с помощью и мобильной

связи, и интернета.

Минусы(побочные эффекты) использования гаджетов Уход от реальности. Зависимость Жизнь в виртуальном мире. Гонка за новинками. Деградация личности .

Минусы(побочные эффекты) использования гаджетов

  • Уход от реальности.
  • Зависимость
  • Жизнь в виртуальном мире.
  • Гонка за новинками.
  • Деградация личности .

Влияние гаджетов на здоровье человека Научные исследования доказали: десятиминутного разговора по мобильному телефону достаточно, чтобы температура поверхности мозга повысилась на 0,1°С. Каждый десятый пользователь плеера – потенциальный обладатель слухового аппарата. К такому выводу пришли специалисты научного комитета ЕС. Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, в XXI веке оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная. В результате нарушается аккомодация (перефокусировка взгляда с ближних предметов на дальние и обратно), значительно снижается острота зрения.

Влияние гаджетов на здоровье человека

Научные исследования доказали: десятиминутного разговора по мобильному телефону достаточно, чтобы температура поверхности мозга повысилась на 0,1°С.

Каждый десятый пользователь плеера – потенциальный обладатель слухового аппарата. К такому выводу пришли специалисты научного комитета ЕС.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, в XXI веке оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная. В результате нарушается аккомодация (перефокусировка взгляда с ближних предметов на дальние и обратно), значительно снижается острота зрения.

Как минимизировать воздействие ЭМИ Не подносить телефон к голове сразу же после нажатия кнопки начала набора номера. В этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время разговора; Держать телефон в сумке, поскольку на расстоянии 30-40 см воздействие ЭМИ значительно меньше; Ограничить продолжительность одного звонка до 1 минуты.

Как минимизировать воздействие ЭМИ

  • Не подносить телефон к голове сразу же после нажатия кнопки начала набора номера. В этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время разговора;
  • Держать телефон в сумке, поскольку на расстоянии 30-40 см воздействие ЭМИ значительно меньше;
  • Ограничить продолжительность одного звонка до 1 минуты.

Влияние гаджетов на русский язык С появлением гаджетов и мессенджеров стал меняться русский язык. Длинные слова стали уходить, стали появляться их сокращения, заимствованные и новые слова. Нам гораздо легче написать: «ок», «спс», «фотка» и т. д. Русский язык становится уже каким-то нерусским.

Влияние гаджетов на русский язык

С появлением гаджетов и мессенджеров стал меняться русский язык. Длинные слова стали уходить, стали появляться их сокращения, заимствованные и новые слова. Нам гораздо легче написать: «ок», «спс», «фотка» и т. д. Русский язык становится уже каким-то нерусским.

Правила использования гаджетов Ограничивайте время 6 лет – 20 минут 7-8 лет – полчаса 9-12 лет – 40 минут 13-14 лет – 50 минут Если подростка лишить возможности ежедневно использовать модные гаджеты: 37% отмечают симптомы необоснованного страха, тоски и преддепрессивного состояния; 24% жалуются на общую апатию; 21% замечают снижение самооценки, неуверенность в собственных силах; 14% не замечают за собой каких-либо изменений, однако жалуются на то, что жизнь становится более скучной.

Правила использования гаджетов

6 лет – 20 минут

7-8 лет – полчаса

9-12 лет – 40 минут

13-14 лет – 50 минут

Если подростка лишить возможности ежедневно использовать модные гаджеты: 37% отмечают симптомы необоснованного страха, тоски и преддепрессивного состояния; 24% жалуются на общую апатию; 21% замечают снижение самооценки, неуверенность в собственных силах; 14% не замечают за собой каких-либо изменений, однако жалуются на то, что жизнь становится более скучной.

Презентация на тему: " Влияние гаджетов на организм человека Исследовательский проект Выполнила Савина Яна 2В класс CОШ 40 Руководитель Зоркальцева Нина Викторовна." — Транскрипт:

1 Влияние гаджетов на организм человека Исследовательский проект Выполнила Савина Яна 2В класс CОШ 40 Руководитель Зоркальцева Нина Викторовна

2 Объект исследования Гаджеты: Сотовый телефон Сотовый телефон Наушники – «вкладыши» Наушники – «вкладыши» ПК, ноутбук, планшетник ПК, ноутбук, планшетник роутер WIFI роутер

3 Предмет исследования Действие гаджетов на организм человека

4 Гипотеза Очевидно, что гаджеты оказывают на человека вредное влияние

5 Цель исследования Выяснить, как гаджеты влияют на организм человека.

6 Задачи исследования: 1. Организовать поиск информации о влиянии гаджетов на здоровье человека. 2. Провести социологический опрос одноклассников и проанализировать полученные данные.

7 Задачи исследования: 3. Подготовить рекомендации по безопасному использованию гаджетов.

8 Гаджеты - (от английского gadget – приспособление) то, чем мы пользуемся ежедневно, небольшие электронные приборы упрощающие нам жизнь.

9 Сотовый телефон Сотовый телефон мобильный телефон, предназначенный для работы в сетях сотовой связимобильныйтелефонсотовой связи

10 Как излучение телефона влияет на мозг

12 Как могут навредить наушники – «вкладыши» Ухудшение слуха ( тугоухость) Снижение умственных способностей

13 ПК, ноутбук, планшетник

14 & ВЛИЯНИЕ НА ЗРЕНИЕ & МАЛОПОДВИЖНОСТЬ & ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ ПК, (ноутбуки, планшеты) и здоровье: где истина?

15 Анализ опроса одноклассников по использованию сотовых телефонов, ПК (планшетов, ноутбуков), наушников.

16 Вот так многие проводят свое свободное время.

17 Рекомендации по использованию СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА: Не разговаривайте по телефону больше двух минут в день Не носите телефон в карманах Прикладывайте к уху только после соединения с абонентом.

18 Рекомендации по использованию ПК, ноутбука, планшета Пользоваться не более одного часа в день Сидите правильно: -Не закидывайте ногу на ногу, они должны быть согнуты под углом 90 градусов и упираться в пол. - Спину необходимо держать прямо или откинуться на спинку кресла. -Руки должны быть согнуты в локтях чуть больше 90 градусов, а клавиатура и мышь должны быть на уровне чуть выше локтей.

19 Рекомендации по использованию наушников – «беруш» При использовании наушников–вкладышей время безопасного прослушивания не более получаса. В шумном месте не следует пользоваться наушниками. -Не делать громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум. Давать своим ушам отдых.

20 Памятка одноклассникам 1. Старайтесь разговаривать по сотовому менее 5 мин. 2. Мобильник лучше держать в сумке, кармане верхней одежды или в руке. 3. Прикладывайте телефон к уху только после соединения с абонентом. 4. Пользоваться ПК, ноутбуком, планшетом не более одного часа в день. 5. Сидите правильно : -ноги согнуты под углом 90 градусов, уперты в пол; -спину держите ровно; -руки согнуты в локтях чуть больше 90 градусов. 6. Ограничьте время использовании наушников до 30 минут в день. 7. Не делайте звук в наушниках слишком громким.

21 В заключение можно сделать вывод: 1. Гаджеты – неотъемлемая часть жизни современного человека.

22 В заключение можно сделать вывод: 2. Но пользоваться этими приборами нужно разумно.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.


1. Семенова Н.В., Денисов А.П., Денисова О.А., Кун О.А., Кузюкова А.В. Влияние электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье детей и подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6–4. С. 701–705. 2. Rооsli M., Frei P., Mohler E., Hug K. Systematic review on the health effects of exposure to radiofrequency electromagnetic fields from mobile phone base stations. Bull World Health Organ. 2010. vol. 88. P. 887–896. 3. Kraut R.E., Greenfield P.M., Gross E.F. The Impact of Home Computer Use on Children’s Activities and Development. Children and Computer Technology. 2000 Vol. 10. no. 2. P. 123–144. 4. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Цамерян А.П., Добрук И.В., Цепляева К.В., Скоблина Е.В. Гигиенические проблемы охраны зрения школьников и студентов в условиях гиперинформационного общества // Российская детская офтальмология. М.: «Офтальмология», 2017. С. 5–9. 5. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (Обзор литературы) // Гигиена и санитария. 2015. № 94 (1). С. 97–104. 6. Latalski M.B.J., Fatyga M., Repko M., Filipovic M., Jarosz M.J, Borowicz K.B., Matuszewski L., Trzpis T. Risk factors of postural defects in children at school age. Ann Agric Environ Med. 2013. Vol. 20. No. 3. P. 583–587. 7. Alrasheed S.H., Naidoo K.S., Clarke-Farr P.C. Prevalence of visual impairment and refractive error in school-aged children in South Darfur State of Sudan. Afr Vision Eye Health. 2016. Vol. 75. P. a355.

Использование новейших научно-технических достижений и мобильных технологий является неотъемлемой составляющей современного школьника. По данным статистики операторов сотовой связи, в настоящее время использование мобильных телефонов составляет более 25 % среди абонентов, которые имеют возраст до 18 лет [1; 2].

Исследования показывают, что молодое поколение ежедневно применяет технологии информационно-коммуникационной направленности с использованием гаджетов. Самыми популярными и распространенными являются мобильный телефон и ноутбук, компьютер и планшет. Усугубляет вредное воздействие электронных систем то, что достаточно часто происходит сочетанное использование гаджетов одновременно.

Неконтролируемое использование гаджетов приводит ко все более частой регистрации разнообразных жалоб не только на функциональные изменения со стороны различных органов и систем, но и на возникновение заболеваний [2; 3].

Излучение от экранов и мониторов, современных гаджетов, является одним из факторов, который обеспечивает крайне негативное влияние и вызывает нарушение со стороны органа зрения. Установлено, что при использовании гаджетов появляется комплекс жалоб, укладывающийся в понятие «астенопия», который рассматривают как состояние, предваряющее начальные этапы развития органических офтальмологических патологий. Данный комплекс симптомов проявляется в виде зрительной утомляемости, что обусловлено длительной нагрузкой на зрительный аппарат вследствие продолжительного использования современных гаджетов. Также данное патологическое состояние может возникать как результат длительной письменной работы или как результат нарушения гигиены чтения. Тем не менее исключить использование мобильных устройств и компьютеров в современном мире не представляется возможным. В связи с этим существуют определенные правила работы с экранизированными устройствами для минимизирования их негативного воздействия. Это соблюдение обязательных перерывов после каждого часа работы с мобильным телефоном, планшетом или компьютером, поддержание требуемого по гигиеническим нормам уровня освещенности помещения, сохранение анатомически правильной позы в процессе занятий. Стоит обратить отдельное внимание на цвет и размер шрифта при чтении с экрана. Он должен быть достаточно крупным и хорошо контрастировать с основным фоном [3; 4]. Сохранение правильной рабочей позы влияет не только на сохранение физиологичной осанки ребенка, но и на степень зрительного напряжения. Согласно гигиеническим нормам продолжительная работа школьников за компьютером несет минимальную зрительную нагрузку при условии соблюдения допустимого расстояния от глаз до экрана монитора. Данная норма рассчитывается в зависимости от возраста школьника и составляет в среднем 25–35 сантиметров, что принято считать максимально адекватным физиологическим потребностям ребенка [3; 5].

Правильное формирование костно-мышечного аппарата ребенка и его осанки определяется рядом факторов: формой позвоночника и грудной клетки, взаимным расположением головы, плечевого пояса, пояса верхних и нижних конечностей, а также правильно сформированными навыками тренировки правильной осанки с детских лет. Завершение формирования скелета приходится на период 20–23 года, поэтому в школьном периоде костная система учеников остается несформированной и достаточно эластичной, что приводит к деформации и формированию различных нарушений костно-мышечного аппарата ребенка. Формирование этих навыков приходится на период обучения детей в начальных классах. Современная система образования предусматривает использование школьниками компьютерных программ и пособий, образовательных порталов и электронных библиотек. Наблюдения за динамикой состояния рабочей позы сидя у младших школьников в течение 45 минут показали, что от 55,5 до 59 % времени дети находились в положении с неоптимальной рабочей позой. Именно в это период нагрузка на костно-мышечную систему ребенка велика и при длительном использовании компьютерной техники и электроники может привести к нарушениям рабочей позы и осанки.

В связи с тем что использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью процесса обучения и подрастающее поколение в большинстве своем использует гаджеты бесконтрольно длительно, с большой вероятностью можно предположить, что гигиенические установки о правильном использовании электронных устройств не выполняются. Все это, несомненно, отражается на здоровье детей. В то же время есть группа детей, которая в меньшей степени обеспечена современными электронными устройствами в силу низкой материальной обеспеченности их семей. Это дети «группы социального риска». Мы сочли интересным изучить состояние данной проблемы среди детского населения.

Цель исследования: изучить влияние современных гаджетов на здоровье детей.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования явились 86 карт истории развития ребенка (форма 112). Документ предназначен для ведения записей наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка и о его медицинском обслуживании от рождения до 17 лет включительно. Паспортная часть истории развития ребенка содержит также сведения о составе семьи, оценки социального и психологического статуса ребенка. Все остальные записи производятся врачами всех специальностей в порядке текущих наблюдений. При составлении выборки было учтено наличие планового профилактического осмотра школьников узкими специалистами.

В ходе анализа полученной информации учитывались патологии и нозологические формы заболеваний, выявленных как во время профилактических осмотров, так и при внеплановых обращениях к узким специалистам.

Для оценки полученных данных использовали стандартные статистические методы обработки.

Результаты исследования и их обсуждение

При аналитическом исследовании нами были сформированы две группы:

І группа (n = 45) – дети из благополучных семей;

ІІ группа (n = 41) – «группа социального риска».

В «группу социального риска» были включены дети следующих категорий: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из «неблагополучных», асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации [6].

Также среди ІІ группы были отобраны дети, у которых отсутствовало или было сведено к минимуму воздействие современных электронных носителей: планшетов, мобильных телефонов, персональных компьютеров и ноутбуков.

Дети І группы являлись активными пользователями такой современной техники, как мобильные телефоны, планшеты, персональные компьютеры и ноутбуки.

При сравнительном анализе частоты встречаемости офтальмологических диагнозов в группах были выявлены особенности. Так, миопия слабой степени выявлена у 42 (48,8 %) детей: у 23 (51,1 %) детей І группы и у 19 (46,3 %) – обследованных ІІ группы; миопия средней степени диагностирована у 2 детей (4,4 %) І группы, у детей ІІ группы этот диагноз не регистрировался; спазм аккомодации отмечался у 8 (17,8 %) детей І группы, во ІІ группе – только у 1 (2,4 %) ребенка (рис. 1) [2; 3].

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о более значимом распространении офтальмологической патологии среди детей І группы относительно исследованных ІІ группы. Так, патология зрения в 1,5 раза чаще встречалась у детей из I группы. Самым распространенным офтальмологическим диагнозом среди исследуемой выборки является «миопия слабой степени», проявляющаяся снижением остроты зрения [7]. Одной из причин данной патологии является нарушение гигиены зрения, которая заключается в чрезмерном количестве и излишней длительности зрительных нагрузок [1; 4; 7]. Также к причинам развития офтальмопатологии может приводить неправильное освещение, несоблюдение дистанции при чтении или просмотра телевизора, в том числе монитора компьютера и мобильных гаджетов [2; 3]. Предполагая меньшую доступность современной техники для детей ІІ группы, можно допустить, что ее использование является одним из этиологических факторов в развитии офтальмологической патологии.

Спазм аккомодации статистически достоверно чаще отмечался среди детей I группы, тогда как среди II группы данный диагноз был зафиксирован всего у одного ребенка. Спазм аккомодации является астенопическим состоянием, возникающим в результате длительного сокращения цилиарных мышц. К этиологическим факторам данной патологии, помимо нарушений гигиены зрения, относятся психоэмоциональные расстройства [7]. К таким расстройствам может приводить чрезмерное занятие компьютерными играми, которые способствуют развитию психоэмоциональных всплесков и неврозов у детей и подростков. Это является одним из провоцирующих факторов развития такой патологии, как спазм аккомодации [4; 7].

Как отмечает ряд авторов, в последнее время регистрируется рост ортопедической патологии в виде нарушения осанки и сколиоза [4; 6]. В ходе анализа данных амбулаторных карт нами было выявлено наличие ортопедической патологии у 41 (47,7 %) ребенка. При этом патология опорно-двигательного аппарата регистрировалась у 25 (55,6 %) детей І группы и у 16 (39,0 %) обследованных ІІ группы (рис. 2).

toncev1.tif

Рис. 1. Распределение офтальмологической патологии среди детей І и ІІ групп, %

toncev2.tif

Рис. 2. Распределение ортопедической патологии среди детей І и ІІ групп, %

Среди ортопедической патологии наиболее часто (25,6 %) фиксировался диагноз «нарушение осанки», проявляющийся в виде сглаживания шейного и поясничного лордоза и увеличения грудного кифоза [6]. Нарушение осанки было отмечено у 20 (44,4 %) детей І группы; среди обследованных ІІ группы – у 2 (4,9 %) детей. Плосковальгусная установка стоп (ПВС) была диагностирована у 5 (11,1 %) детей І группы и у 14 (34,1 %) из ІІ группы.

На основании полученных аналитических данных можно сделать вывод о большем (в 10,5 %) распространении ортопедической патологии среди детей І группы в сравнении со ІІ группой. Это объясняется более продолжительным и частым использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы с несоблюдением анатомически правильного положения тела.

При анализе историй развития ребенка (форма 112) нами было установлено, что у 60 (69,8 %) детей имеется ЛОР-патология: среди детей І группы – у 33 (73,3 %) исследованных, у детей ІІ группы – у 27 (65,8 %).

Среди ЛОР-патологий отмечались: хронический компенсаторный тонзиллит, гипертрофия небных миндалин, искривление перегородки носа. Самым распространенным диагнозом среди двух групп является «хронический компенсированный тонзиллит» 55 (63,9 %): среди детей І группы – выявлен у 30 (66,7 %) исследованных, среди детей ІІ группы – у 25 (61,0 %). Искривление перегородки носа (ИПН) чаще (4,9 %) отмечается у детей ІІ группы, в первой группе – у 2,2 % исследованных. Тогда как гипертрофия небных миндалин (ГНМ) выявлена только у детей первой группы (4,4 %).

Таким образом, статистически значимых различий по распространенности ЛОР-патологий между группами выявлено не было. Это указывает на то, что использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии [2; 3].

1. Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить, что негативное воздействие современных гаджетов, компьютерной техники и телевизоров отражается на состоянии здоровья детей.

2. Наиболее распространена офтальмологическая патология, которая была выявлена у 61,6 % исследованных, и ортопедическая патология, составляющая 47,7 % от общего количества детей.

3. Среди офтальмологической патологии на первом месте по частоте встречаемости оказался диагноз «миопия слабой степени», который в 1,5 раза чаще встречался у детей, являющихся активными пользователями мобильных телефонов, планшетов, персональных компьютеров и ноутбуков.

4. Отмечается более высокая частота встречаемости ортопедической патологии среди детей из благополучных семей.

5. В патологии опорно-двигательного аппарата наиболее часто встречался диагноз «нарушение осанки».

6. Меньшая встречаемость офтальмологических и ортопедических патологических изменений регистрируется в группе детей «социального риска», что, на наш взгляд, связано с меньшей доступностью современной техники, менее продолжительным и более редким использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы.

7. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на формирование установок здорового образа жизни среди школьников.

8. Данная проблема должна решаться с участием врачей педиатров, ортопедов, офтальмологов, гигиенистов, так как профилактика и санитарно-гигиенические условия воспитания и соблюдение гигиенических норм играют решающую роль в правильном развитии и здоровье каждого ребенка.

9. Использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии, так как статистически значимых отличий между группами по оториноларингологической патологии выявлено не было.

Читайте также: