Поможет ли использование электронных средств обучения гаджетов повысить успеваемость школьников

Обновлено: 19.09.2024

Использование гаджетов в обучении, как средство мотивации современного ученика младшего школьного возраста.

Кадушкина Наталья Владимировна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №4 г. Малоярославца

16 ноября 2017г.

В настоящее время люди активно пользуются гаджетами. Эта активность с каждым годом повышается быстрыми темпами.

Молодые люди являются основными пользователями гаджетов, в сфере образования гаджеты предоставляют огромное количество новых возможностей, призванных повлиять на улучшение процесса обучения, сделать его более увлекательным.

Получение образования - один из самых важных этапов в жизни человека, которое определяет его будущее. Мир не стоит на месте - он развивается, и причем очень быстрыми темпами. И чем быстрее происходят изменения в современном мире, тем лучше люди осознают важность современного образования и знания актуальных технологий. Новые технологии не могли не затронуть сферы образования.

В сфере преподавания электронные устройства предоставляют такие возможности как:

  • сделать учебную деятельность более содержательной;
  • сделать учебный процесс более привлекательным и современным;
  • сделать учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов;
  • сделать урок наглядным, динамичным;
  • повысить качество обучения, повысить мотивацию детей к учебе.

Для многих не секрет, что для эффективной работы человека, ему нужна мотивация.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Лидия Ильинична Божович.)

Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности. (Лидия Ильинична Божович)

Так и в учёбе мотивация играет очень важную роль, ученик должен понимать, зачем ему учить предмет. У него должна быть яркое желание и чёткое понимание, что он получит после усвоения нового материала и закрепления старого. Если мотивация будет очень глубокой, то таких учеников, с такой мотивацией, намного легче учить. У них начинаются более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию. Ученик вырабатывает потребность в этой информации и в этих знаниях.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Ученики с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Гаджеты дают учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с гаджетами.

Гаджет (англ. gadget — штуковина, приспособление, устройство, безделушка) устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.

Все гаджеты можно оснастить разными приложениями по всем учебным предметам.

Телефон, КПК, нетбук, ноутбук, планшет, электронная книга – это далеко не весь список гаджетов, которые могут оказать неоценимую помощь в обучении любому предмету. Сегодня во многих образовательных учреждениях, и в наше в том числе, вовсю используются интерактивные доски, которые уже доказали свою высокую эффективность. Специалисты в сфере обучения, после целого ряда исследований, пришли к выводу, что результативность обучения при применении гаджетов многократно возрастает. Так же использование различных гаджетов заметно повышает интерес учеников к изучению того или иного предмета. Новые приспособления позволяют использовать в процессе обучения компьютерные приложения и вести с ними работу, писать и рисовать, используя для этого специальные электронные маркеры, а также сохранять все полученные результаты своей работы на компьютере или на любом носителе. Кроме этого, появляется возможность использования соответствующих интернет-сервисов.

Ноутбук . Очень удобно его использовать на уроках во время повторения и закрепления материала. Я его использую на уроках русского языка, на уроках математики.

К каждому учебнику есть электронное приложение

Смартфон . Это гаджет, с которым ребенок не расстается никогда. Вот одно из его применений. В окружающем мире 2 класс УМК "Школа России" у нас есть тема "Комнатные растения". Группа из трех девочек, используя смартфон, а в дальнейшем и ноутбук, создали презентацию «Мир комнатных растений" и выступили с ней на уроке. Однако на этом они не остановились. Они решили эту тему сделать темой своей проектной работы. В нашей школе работает программа проектов - это защита проектных работ в конце учебного года, а также научно - практическая конференция "День науки", которая проходит ежегодно 1 апреля для учащихся 2-11 классов. Девочки продолжают работу над этим проектом, и сейчас они изучают этап пересадки комнатных растений, а также снимают видео ролик об этом. А на уроках информатики мы сейчас изучаем, как снять видео и вставить его в презентацию.

Большую помощь в работе над проектами нам оказывает внеурочная деятельность - "Я учусь создавать проект" Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Мы работаем по ней уже второй год. На этих занятиях мы знакомимся с понятием проект, учимся формулировать темы, задачи, цели своих проектов. Учимся работать с различными источниками информации. Ну и конечно, мы это все делаем, используя различные гаджеты, в данном случае речь пойдет о ноутбуках и ПК. В этом году мы знакомимся с различными мини - проектами детей. Одним из них, был мини - проект мальчика Арсения в задании №4 "Выбор помощников в работе над проектом" - "Дом моей мечты". Нам было предложено создать дом своей мечты. Чтобы выполнить это задание, обратились к программе ПервоЛого 4.0, с которой работаем уже второй год. Работа с этой программой является нашим обще классным, долгосрочным проектом.

1. Сначала мы учились просто рисовать.

2. Сейчас мы учимся проектировать. Создавать картинки.

3. На следующем этапе мы будем учиться оживлять наших героев. Они будут ходить, летать, прыгать, бегать.

4. И последний этап, он же продукт нашего проекта - это создание мультфильма - сами придумаем сюжет, сами создадим и озвучим.

Планшет . Как уже было сказано, на гаджеты можно устанавливать всевозможные учебные приложения. Одним из любимых приложений моего класса, является приложение УЧИ.РУ. Олимпиады, которые предлагает этот образовательный портал, мы выполняем в школе (ноутбук). А вот предметные карточки с заданиями дети успешно проходят дома. В этом им как раз и помогает такой гаджет, как планшет (iPad). Планшет часто выполняет функцию библиотеки, в которой есть все учебная литература и можно найти любую книгу для чтения.

Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что одним из достоинств применения гаджетов в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с гаджетами. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза.

Поняв все функциональные возможности гаджетов, с уверенностью можно сказать, что это универсальный инструмент для доступа к дополнительным ресурсам по освоению предметов общеобразовательной школы.

Гаджеты не заменяют живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышают заинтересованность в изучении предмета.


Эксперты развенчали миф, что использование смартфонов и планшетов на уроках — прерогатива троечников. Данные исследования приводит Институт образования НИУ ВШЭ.


Как оказалось, гаджеты положительно влияют на успеваемость школьников — смартфоны и планшеты могут стать помощниками в деле получения знаний. Опрос, в котором приняли участие более трёх тысяч человек, показал, что в школьной системе налицо определённый прогресс: сегодняшние учителя общаются со школьниками по электронной почте и в социальных сетях, периодически задают домашние задания, которые необходимо выполнять онлайн или с использованием интернет-сервисов.


Так, почти три четверти московских подростков 16—18 лет используют мобильные устройства на уроке для доступа к образовательным ресурсам, выяснили эксперты Института образования НИУ ВШЭ.


Тем не менее школа остаётся крайне консервативным институтом. Система образования нечувствительна к быстро меняющимся технологиям, использование только традиционных методик и игнорирование новых существенно тормозит процесс модернизации.


85% опрошенных учеников рассказали исследователям, что в их школе нельзя пользоваться мобильными устройствами на уроках. Подростки отметили, что чаще выходят в Сеть через личные устройства. Так ответили 50% опрошенных. Ещё 25% одинаково часто используют для выхода в интернет гаджеты и стационарный компьютер. 70% респондентов признались, что они во время урока используют смартфоны для игр, общения в соцсетях и прослушивания музыки. И ровно столько же — 70% — с помощью гаджета на занятиях просматривают образовательный контент.


Эксперты отмечают, что девайсы не снижают успеваемость. В исследовании связи между достижениями учеников и интенсивностью использования гаджетов на уроке не обнаружено. Авторы эксперимента под руководством директора Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерины Поливаной пришли к выводу, что на фоне постоянного присутствия гаджетов в жизни детей школа мало замечает полезные возможности мобильных устройств. Такой консерватизм влияет на важнейшие аспекты школьной жизни: страдают отношения учеников и педагогов, дети хуже воспринимают школу и меньше хотят учиться, а самое важное — инновации в образовании тормозятся.

В феврале Министерство образования КНР запретило приносить мобильные телефоны в школу детям начальных и средних классов (от 6 до 14 лет). Теперь ученики не могут пользоваться телефонами на уроках, а учителя – давать домашние задания, где необходимо применение гаджетов.

Тема осталась практически незаметной в российских СМИ, хотя практику запрета гаджетов в школах проанализировали в отделе мониторинга мировых образовательных практик Академии Минпрсовещения – как в России относятся к инициативе Китая, какого мнения придерживаются эксперты в области образования и как в российских школах применяют гаджеты.

Запрет гаджетов в Китае: зачем это было сделано?

Министерство образования КНР объяснило новое ограничение на использование гаджетов в школах тем, что ученики получают негативное воздействие на органы зрения. Ограничительные меры направлены на то, чтобы «защитить зрение учеников, позволить им концентрироваться на учебе и снизить зависимость от интернета и онлайн-игр».

По данным исследования медицинского журнала JAMA Ophthalmology, в Китае у 12% первоклассников в возрасте 7 лет наблюдаются признаки развития близорукости, а к 13 годам число детей с близорукостью достигает 67%. Во избежание массового ухудшения здоровья школьников, к 2023 году темпы снижения числа детей и подростков с близорукостью должны достичь 0,5% в год.

Особое внимание в заявлении уделили родителям и порекомендовали заинтересовать своих детей новыми хобби, которые помогут ограничить время использования гаджетов, а также научить детей заботиться о своем зрении. Что касается связи по телефону с родителями, то Министерство предлагает установить в школах телефоны-автоматы и изучить возможность использования электронных школьных удостоверений с функцией звонков. А пока ребенок может брать с собой телефон только по уважительной причине, которую родитель обязан указывать в заявлении директору, и даже в этом случае телефон будет храниться в администрации школы.

А что в России?

С января 2021 года Роспотребнадзор запретил школьникам использовать телефоны во время уроков. Об этом говорится в новых санитарных правилах к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей. Однако, важно понимать, что ограничение касается только образовательного процесса и не имеет отношения к внеурочной деятельности школьников. Так, ученики в свободной форме могут использовать гаджеты для связи и общения с друзьями и родителями, личных целей и развлечения. Более того, на уроках разрешают использовать другие электронные устройства вместо телефонов – это компьютеры, интерактивные доски, планшеты и моноблоки.

«Я думаю, что полный запрет гаджетов в школе – это не совсем верно. В жизни ребенка и семьи могут произойти самые разные ситуации. Если говорить об использовании в учебном процессе, сегодня существует большое количество других ресурсов, помимо гаджетов, которые педагоги могут использовать для того, чтобы сделать занятия более понятными и эффективными».

Принятые меры введены для того, чтобы предотвратить нарушения здоровья, связанные с осанкой и зрением. По данным ТАСС, около 27% российских школьников проводят за смартфонами свыше восьми часов в день. Для того, чтобы снизить негативную нагрузку и уменьшить риски заболеваний, учителя должны контролировать выполнение требований по использованию техники во время учебного процесса. Так, диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука – не менее 39,6 см, для планшета – 26,6 см. В документе также прописано ограниченное количество часов для учеников разных классов, которое необходимо соблюдать во время работы с электронными устройствами:

Интерактивная доска: до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет – 30 минут;

Компьютер: ученики 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5- 9 классов – 30 минут, 10-11 классов – 35 минут.

«Сегодня эффективный образовательный процесс невозможно организовать без гаджетов. Я очень часто задаю учителям вопрос, действительно ли они искренне верят в то, что через 5-10 лет их ученики будут чаще использовать текст на бумажном носителе. Мы прекрасно понимаем, что технологии стремительно развиваются и велика вероятность, что ребенок не будет взаимодействовать с бумажной книгой в будущем. Не обучать детей тому, что пригодится в реальной жизни - это неправильно».

По данным ВЦИОМ, большинство россиян считают, что телефоны мешают школьникам учиться – 83%. Три четверти граждан поддерживают идею о запрете гаджетов во время занятий, а вот 17% считает, что никаких существенных изменений не последует даже после принятия подобных мер.

Какой цифровой контент разрабатывается в российских школах?

Во многом проблема использования цифровых устройств состоит в том, что не все педагоги в России освоили современные технологии. Но несмотря на отсуствие массового пользования цифровыми устройствам, сегодня в России активно разрабатываются высокотехнологичные сервисы и платформы для повышения цифровизации образования.

Так, в Москве запустили «Московскую электронную школу» – проект, который объединяет несколько сервисов в одном месте. В «Библиотеке МЭШ» каждый учитель может найти десятки тысяч образовательных материалов в электронном формате и применять их на своих занятиях. «Электронный дневник» позволяет родителям отслеживать оценки своего ребенка, мониторить успеваемость и расписание. Сервис «Москвиненок» помогает оформить питание в школе, контролировать траты, проверить, во сколько ребенок пришел в школу и когда закончил уроки.

«Учителя должны не просто шагать в ногу со временем, но и чуть-чуть заглядывать вперед. Им следует четко понимать, какие электронные устройства и образовательные сервисы сегодня существуют. Каждый современный педагог должен знать, как построить урок на основе интерактивных заданий для детей, где можно посмотреть видеоуроки и электронные задания».

Еще один полезный ресурс – «Российская электронная школа», где содержатся уроки по всем предметам с 1 по 11 класс. Любой учитель может воспользоваться учебно-методическими материалами.

«Дети сегодня в большей степени визуалы. Они привыкли воспринимать информацию через картинку, потому что уже родились с ней. И если мы сегодня будем продолжать в традиционном формате просто что-то рассказывать и сами не сможем создавать эту картинку и применить ее на уроке, то мы останемся учителями прошлого, а не XXI века».

Если есть желание и цель, то телефон и прочее не помеха.

Про какое желанин и цель Вы говорите.Это может быть,а может и не быть у взрослого человека .Ребенок же занят играми и смотрит разную ерунду ,что не полезно развивающемуся организму.Второе- никто не изучает влияние 30 телефонов в классе на ребенка.Только возмущаются почему дети такие рассеянные/они же думают о незаконченной игре и ждут перемену,не до урока/ почему гиперактивные.

Там главное Мотивация. И задача родителя до школы - замотивировать ребёнка, чтобы тот с охоткой получал знания и применял на практике.

"По данным ВЦИОМ, большинство россиян считают, что телефоны мешают школьникам учиться – 83%. Три четверти граждан поддерживают идею о запрете гаджетов во время занятий, а вот 17% считает, что никаких существенных изменений не последует даже после принятия подобных мер"

- как обычно, какие-то мифическое "большинство россиян" )) по ссылке даже не удосужились сделать отсылку на методологию исследования и даже не указали количество опрошенных

Потомучто большинство! Слава богу хотя бы до родителей дошло, что гаджеты это прямая дорога в идиотизм.

Ммм. То есть обоснование "потому что я так сказала". Класс (нет). Только вот абсолютно не факт. Нет, конечно, в России полно ретроградов, которые вместо того, чтобы идти вперёд, все оглядываются в прошлое и пытаются утянуть страну в совок. Но от прогресса не спрячешься. Может однажды, наконец-то, дойдет. А пока придется им и дальше ностальгировать и отставать, пока другие будут развиваться

Ха-ха, смешно! Люди такие смешные. Они действительно думают, что гаджеты влияют на умственное развитие, ммм. Люди эволюционируют, открывают для себя новое, и это очень хорошо. Но знаете, иногда в интернете, узнаёшь больше, чем в школе. И даже в большинстве случаев. Интернет есть везде, там происходит общение, и тот же обмен данными и информацией, что и просто устно или письменно, лишать этого НИКТО И НИКОГДА не должен иметь права. Когда-нибудь, поколение СССР уже поймёт, что как прежде, никогда не будет! В интернете много информации, половины нет в книгах, да и интернет сам по себе, лишь облегчает жизнь. Не всегда, знаете ли, у 10 летнего ребёнка на перемене, будет с собой книжка "сколько время, как делить столбиком, если не понял тему, что за птица на подоконнике и прочее" ЭТО НЕОБХОДИМО, интернет обязан быть везде! Да и интересно так, топать школьников огранили, а умных и всё знающих взрослых-нет? Суть понятна, если ты заинтересован в учебе, то не Тик Ток, Лайк, Инстаграм, ГДЗ и прочее, тебе не помешают. Кстати, к слову, именно взрослые, и убивают в детях, это желание учиться, а не интернет, соц.сети и прочее..
Если я сейчас, под конец, скажу, что это МОЁ мнение как ШЕСТИКЛАССНИЦЫ, меня за это загнобят взрослые)

В тиктоке есть обучающий контент, а гдз может обьяснить как решать задание (к примеру математика).

Если ты действительно шестиклассница, то у тебя просто юношеский максимализм. Не все пользуются интернетом для получения новой информации, даже среди взрослых. А уж на что тратят дети в интернете - я вижу. У меня 3 детей школьников.
Согласна, что систему обучения надо менять, что не обязательно сейчас учить формулы наизусть и т. п., но надо уметь пользоваться информацией. Никто не хочет у вас отнимать право на интернет и общение, вам хотят просто ограничить время с гаджетами. Против психики не попрешь. От перевозбуждения от гаджетов и телевизоров, и как следствие - недосыпа, - ВАШЕ здоровье не улучшится! О вас пытаются заботится, хоть вы этого не понимаете.

Вы о чем какое развитие дает гаджет? Игра в стрелялки,пауки,зомби,просмотр тик тока а еще хуже всякой пошлятины? Да они уже ведут себя как герои зарубежных вражеских мультико как дикари.Не разговаривают орут как дикари Сходите в школы Я сотрудник одной из них и все вижу по факту

Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.


Сегодня сложно представить себе школьника без гаджета. У каждого второго ребенка, идущего на уроки, в руке непременно будет смартфон. 92% учеников начальной школы имеют какой-нибудь гаджет, а каждый третий младшеклассник сидит в социальных сетях, к такому выводу пришли ученые факультета психологии МГУ. С возрастом этот показатель увеличивается: интернетом охвачены все школьники, и у каждого есть по несколько электронных устройств. Удивляться нечему: сегодняшние школьники – это дети XXI века, которые родились в эпоху компьютерных технологий, и для них интернет – естественная среда обитания.

Люди старшего поколения, конечно, сетуют, мол, гаджеты мешает школьнику качественно осваивать предметы, отбивают нужду запоминать информацию, да и попросту отвлекают от учебы. На что сторонники использования новых технологий заявляют: «А кто не отвлекался от уроков?» Выпускники поколения «нулевых» помнят первые тамагочи и портативные приставки, а еще более старшее поколение – «Морской бой» за последней партой.

Необходимость гаджетов во время учебного процесса – спорный вопрос последних лет. Однако к консенсусу ни родители, ни учителя, ни психологи так и не пришли. Тем не менее попробуем разобраться, чем же гаджет помогает современному школьнику.

Связь с родителями


Наверняка наблюдали картину, как первоклассник, вышедший из школы, стоит растерянный, чуть не плачет, не знает, что делать. Оказывается, мама должна была его встретить, а её нет, и нет телефона, по которому можно было бы с ней связаться. И что делать в такой ситуации? А если бы у ребенка, в рюкзаке лежал даже простенький смартфон, такой проблемы не возникло бы.

Всегда с книгой

Помните, как вы приходили в библиотеку за нужной книгой, а ее не оказывалось в наличии? Тогда приходилось ехать в библиотеку на другой конец города или торопить подружку дочитать скорее. А что делать, когда школа не в состоянии закупить комплекты учебников на всех? Тогда их либо выдают на двоих, либо самим родителям приходится докупать недостающие пособия. У современных школьников такой проблемы нет. Все книги можно легко скачать на планшет, смартфон или электронный носитель. При этом можно выбрать удобный размер шрифта или делать пометки на полях, не боясь замечаний библиотекаря.

Стало легче

Что и говорить, но ранец школьника, использующего планшет, существенно «похудел». Уже не нужно тащить в школу неподъемные сумки с учебниками. Как ни крути, но с появлением гаджетов учеба ребенка стала легче во всех смыслах. Спина за такое новшество точно скажет: «Спасибо».

Доступность информации

Вокруг этого тезиса ходят самые яростные споры. С одной стороны, у школьников есть неограниченный доступ ко всей мировой информации, с другой – кто проверяет, какой контент поглощает ребенок в интернете.

Если говорить про старшую школу, то без смартфона или ноутбука сейчас никуда, так как гаджет поможет посчитать сложную задачу, либо найти нужную информацию в кратчайшие сроки. В то же время дети, разбалованные доступностью информации, совсем перестали запоминать. Легкодоступные знания формируют привычку избегать трудностей – в любой момент все можно найти на экране гаджета.

Впрочем, эксперты успокаивают: реальные знания школьников от гаджетов не страдают. По данным исследования ученых МГУ, 30% российских школьников используют гаджеты только для поиска полезной информации, а 14% – заходят на образовательные порталы. А это, поверьте, оптимистичные данные.


Наглядность информации

Вспомните, как мы в детстве радовались, когда в книжке находилась картинка. Раздолье современным школьникам – презентации с иллюстрациями. Они разбавляют канву урока картинами и наглядными пособиями. Те же самые презентации можно просматривать на экране гаджета – отличное дополнение к основной программе.

Полезное хранилище

Некоторые учителя позволяют пользоваться смартфонами на уроках для фиксирования информации. Например, слайды презентации удобнее сфотографировать, чем переписывать в тетрадь. Часто учителя старших классов используют эксклюзивные учебные пособия или статьи, изданные в единственном экземпляре – такие книги бывает не найти даже на просторах интернета. Единственный выход ­– фиксирование на камеру смартфона.

Говорить о том, что гаджеты нужно убрать из школы равносильно тому, что забрать у хозяйки стиральную машину или микроволновую печь. Ведь образование должно идти в ногу со временем, иначе оно устаревает, считают психологи.

Читайте также: