Какие приложения необходимо добавить к паспорту безопасности в образовательной организации

Обновлено: 19.09.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 января 2020 года N ВБ-85/12

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
В.С.Басюк
_________________ 2020 год

Методические рекомендации "Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации"

Методические рекомендации предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения России и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минпросвещения России, руководителями органов (организаций), а также должностными лицами при организации и проведении обследования объектов (территорий), подготовке актов обследования и категорирования объектов (территорий) организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с учетом установленной категории опасности объекта (территории).

Методические рекомендации разъясняют порядок организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по обеспечению антитеррористической защищенности, заполнения актов обследования и категорирования объектов (территорий).

1. Нормативные правовые акты для применения при организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

2. Термины, определения

В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные термины и определения:

объекты (территории) - комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий);

Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, правообладателем государственного и муниципального имущества является его собственник - Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, за исключением случаев, когда государственное и муниципальное имущество передано государственным и муниципальным организациям и предприятиям на праве оперативного управления и праве.

антитеррористическая защищенность объекта - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта, препятствующее совершению на нем террористического акта;

безопасность объектов (территорий) - состояние защищенности объектов (территорий) от актов незаконного вмешательства;

инженерно-техническая укрепленность объекта (территории) - совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждения охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;

инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта (территории), предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект (территорию) или выявления несанкционированных действий в отношении объекта (территории);

контрольно-пропускной пункт - специально оборудованное место на объекте (территории) для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию объекта;

критические элементы объекта (территории) - потенциально опасные элементы (участки) объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;

обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов (территорий) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий;


Под паспортом антитеррористической защищенности объекта образования подразумевается информационно-справочный документ. В нем отражаются данные относительно состояния охраны объекта и список мероприятий, нацеленных на пресечение посягательств, чрезвычайных ситуаций.

Каким объектам требуется паспорт

Согласно ПП РФ от 7.10.2017 г. №1235 действуют правила антитеррористической защищенности образовательных организаций. Этот законодательный акт ввел обязательное оформление паспортов в зданиях и на территориях, подведомственных:

  • Министерству образования и науки РФ
  • Федеральному агентству по делам молодежи
  • ФС по надзору в сфере образования и науки
  • Органам местного самоуправления в сфере образования и научной деятельности

В эту категорию относятся детские сады, школы, лицеи, колледжи, академии, университеты, институты, а также разнообразные учреждения дополнительного образования.

Структура документа

Типовой паспорт объектов образования включает в себя разделы:

  • Общая информация о здании. Необходимо описать наименование вышестоящей организации по принадлежности
  • Адрес расположения, функциональное назначение, категория, данные о руководстве предприятия
  • Информация о персонале образовательного учреждения и обучающихся. Сведения о лицах, которые находятся на объекте. Требуется указать численность работников, ФИО арендаторов, среднюю посещаемость
  • Сведения о критических элементах сооружения, потенциально опасных зонах. Рекомендуется проанализировать риски диверсионно-террористических актов, способные спровоцировать опасные социально-экономические последствия. Указываются обстоятельства, влекущие за собой прекращение нормального функционирования общественного здания
  • Прогноз последствий теракта. Описывают вероятные противоправные действия
  • Анализ социально-экономических последствий теракта. Составитель прогнозирует число пострадавших лиц и масштаб негативных последствий
  • Меры по инженерно-технической, физической и пожарной защите помещений
  • Силы и средства для сохранения безопасности общественной зоны
  • Особенности инженерно-технических средств охраны. Необходимо описать характеристики камер видеонаблюдения, ограждений, инженерно-заградительных конструкций. Указывают параметры систем оповещения и управления эвакуацией. Перечисляют действия для охраны, описывают порядок взаимодействия с сотрудниками МЧС, МВД и ФСБ РФ
  • Выводы и рекомендации. В этом пункте паспорта приводят резюме по надежности охраны образовательного объекта. Фиксируют первостепенные мероприятия для антитеррористической защищенности садов, школ и университетов
  • Дополнительная информация. Отражаются сведения о функционировании режимно-секретного подразделения и локальных зон безопасности
  • Приложение. Включает план территории с потенциально опасными участками, схему охраны объекта с постами охраны, контрольно-пропускными пунктами. Приводится список мер обеспечения защиты помещений, а также акт обследования и категорирования объекта

Срок разработки и согласования

Такой юридический документ как паспорт безопасности составляется в течение 5-10 дней после категорирования образовательного объекта. Его подготавливают в 2 оригинальных экземплярах.

Срок согласования составляет от 10 до 30 дней. Процедура проверки подразумевает, что паспорт передается в региональные подразделения МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ. В каждой инстанции могут действовать свои сроки согласования

Хранение паспорта

Первый экземпляр паспорта антитеррористической безопасности находится у руководителя образовательного учреждения. Второй экземпляр передается на хранение правообладателю территории. В отделениях органов МЧС, Росгвардии, ФСБ имеется электронная копия паспорта безопасности.

Порядок формирования

Чтобы сформировать паспорт антитеррористической защищенности объекта образования, необходимо пройти следующие шаги:

  • Подписание договора с организацией на оказание профессиональных услуг по подготовке паспорта безопасности
  • Сбор информации о здании и близлежащей территории
  • Обследование и категорирование общественного помещения
  • Подготовка необходимых актов, писем и приказов
  • Привлечение уполномоченных специалистов из органов МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ
  • Исследование общественного учреждения комиссией
  • Формирование паспорта охраны для образовательной организации
  • Согласование информационно-справочного документа в соответствующих органах власти
  • Передача паспорта охраны объекта на хранение уполномоченным лицам и государственным служащим. По просьбе инспектора сотрудники образовательной организации обязаны представить документ для проверки

Категорирование объекта

Перед формированием паспорта безопасности составитель организует обследование и категорирование помещений. Эта процедура проводится комиссией, созданной по инициативе руководителя образовательного предприятия. Обследование выполняется при участии представителей органов МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ.

По результатам анализа масштаба возможных последствий теракта объект может быть отнесен к одной из солодящих категорий:

  • Первая. Предельный материальный ущерб – от 50 млн. рублей. Число пострадавших – более 500 чел. На протяжении последнего года – более 3 террористических актов
  • Вторая. Максимальный материальный ущерб составляет от 5 до 50 млн. рублей. Численность пострадавших составляет от 100 до 500 человек. За последние 12 месяцев – до 3 попытки к совершению террористических актов
  • Третья. Предельный материальный ущерб – до 5 млн. рублей. Прогнозируемое количество пострадавших – до 100 человек. Число терактов или попыток за год – 0

Определение категории происходит в соответствии с наивысшим количественным показателем. По итогам обследования зданий оформляется акт категорирования, где указывают сведения о защищенности объекта и делают выводы о его соответствии законным предписаниям. Составленный акт подписывается каждым членом комиссии и подшивается в каждый из оригинальных экземпляров паспорта.

Ответственность и штрафы

Если на объект нет получен паспорт безопасности, то контролирующие органы выписывают штраф. Административное наказание составляет:

тчество (при наличии) и занимаемую должность;

б) наименование объекта (территории) и его точный адрес;

в) дату и время получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории);

г) характер информации об угрозе совершения террористического акта или характер совершенного террористического акта;

д) количество находящихся на объекте (территории) людей;

е) другие значимые сведения по запросу территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

41. Лицо, передавшее информацию об угрозе совершения или о совершении террористического акта, фиксирует (записывает) фамилию, имя, отчество (при наличии), занимаемую должность лица, принявшего информацию, а также дату и время ее передачи.

42. Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории) (лицо, его замещающее), при обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) или получении информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) обеспечивает:

а) оповещение работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения террористического акта;

б) безопасную и беспрепятственную эвакуацию работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории);

в) усиление охраны и контроля пропускного и внутриобъектового режимов, а также прекращение доступа людей и транспортных средств на объект (территорию);

г) беспрепятственный доступ на объект (территорию) оперативных подразделений территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

VI. Паспорт безопасности объекта (территории)

43. На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).

44. Паспорт безопасности объекта (территории) подписывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.

45. Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания. Срок рассмотрения и согласования паспорта безопасности не должен превышать 10 дней с момента его поступления в территориальные органы и подразделения, указанные в пункте 44 настоящих требований.

46. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования".

47. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах (1-й экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), 2-й экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории).

Копия (по согласованию с территориальным органом безопасности - бумажная или электронная) паспорта безопасности объекта (территории) с сопроводительным письмом направляется в территориальный орган безопасности по месту нахождения объекта (территории).

48. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении:

а) общей площади и периметра объекта (территории);

б) количества критических элементов объекта (территории);

в) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).

49. Изменения прилагаются ко всем экземплярам паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения.

50. Паспорт безопасности объекта (территории), признанный по результатам его актуализации нуждающимся в замене, после замены хранится на объекте (территории) в течение 5 лет.

____________

УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 2 августа 2019 г. № 1006

ФОРМАпаспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации

(пометка или гриф)

(Министр просвещения Российской Федерации (руководитель иного органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченное им лицо)

(подпись) (инициалы, фамилия)

"___" ___________ 20__ г.

(руководитель территориального органабезопасности)

(подпись) (инициалы, фамилия)

"____" _______________ 20 ___ г.

(руководитель территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации

(подпись) (инициалы, фамилия)

"____" _______________ 20 ___ г.

руководитель территориального органа МЧС России)

(подпись) (инициалы, фамилия)

"___" ___________ 20__ г.

ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ

(наименование объекта (территории)

(наименование населенного пункта)

20___ год

I. Общие сведения об объекте (территории)

(наименование, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории)

(адрес объекта (территории), телефон, факс, адрес электронной почты)

(основной вид деятельности органа (организации)

(категория опасности объекта (территории)

(общая площадь объекта (кв. метров), протяженность периметра (метров)

(номер свидетельства о государственной регистрации права на пользование земельным участком и свидетельства о праве пользования объектом недвижимости, дата их выдачи)

(ф.и.о. должностного лица, осуществляющего непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), служебный и мобильный телефоны, адрес электронной почты)

(ф.и.о. руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), служебный и мобильный телефоны, адрес электронной почты)

II. Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории)

1. Режим работы объекта (территории)

(в том числе продолжительность, начало и окончание рабочего дня)

2. Общее количество работников ________________ человек.

3. Среднее количество находящихся на объекте (территории) в течение дня работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории), сотрудников охранных организаций (единовременно) ________________ человек.

4. Среднее количество находящихся на объекте (территории) в нерабочее время, ночью, в выходные и праздничные дни работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории), сотрудников охранных организаций _________ человек.

5. Сведения об арендаторах, иных лицах (организациях), осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории) __________________________________________________________________________.

(полное и сокращенное наименование организации, основной вид деятельности, общее количество работников, расположение рабочих мест на объекте (территории), занимаемая площадь (кв. метров), режим работы, ф.и.о. руководителя-арендатора, номера (служебного и мобильного) телефонов руководителя организации, срок действия аренды и (или) иные условия нахождения (размещения) на объекте (территории)

III. Сведения о критических элементах объекта (территории)

1. Перечень критических элементов объекта (территории) (при наличии)

№ п/пНаименование критического элементаКоличество работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на критическом элементе (человек)Общая площадь (кв. метров)Характер террористической угрозыВозможные последствия

2. Возможные места и способы проникновения террористов на объект (территорию) ______________________________________________________________.

3. Наиболее вероятные средства поражения, которые могут применить террористы при совершении террористического акта________.

IV. Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта

1. Предполагаемые модели действий нарушителей __________________________________________________________________________.

(краткое описание основных угроз совершения террористического акта на объекте (территории) (возможность размещения на объекте (территории) взрывных устройств, захват заложников из числа работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), наличие рисков химического, биологического и радиационного заражения (загрязнения)

2. Вероятные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) _______________________________________________________________

(площадь возможной зоны разрушения (заражения) в случае совершения террористического акта (кв. метров), иные ситуации в результате совершения террористического акта)

V. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте (территории)

№ п/пВозможные людские потери (человек)Возможные нарушения инфраструктурыВозможный экономический ущерб (рублей)

VI. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории)

1. Силы, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) _______________________________________________________.

2. Средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта ______________________________________________________.

VII. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарнойбезопасности объекта

1. Меры по инженерно-технической защите объекта (территории):

а) объектовые системы оповещения ______________________________________;

(наличие, марка, характеристика)

б) наличие резервных источников электроснабжения, систем связи

(количество, характеристика)

в) наличие технических систем обнаружения несанкционированного проникновения на объект (территорию) ________________________________________;

г) наличие стационарных и ручных металлоискателей

(марка, количество)

д) наличие систем наружного освещения объекта (территории)

(марка, количество)

е) наличие системы видеонаблюдения

(марка, количество)

2. Меры по физической защите объекта (территории):

а) количество контрольно-пропускных пунктов (для прохода людей и проезда транспортных средств) ______________________________________________________;

б) количество эвакуационных выходов (для выхода людей и выезда транспортных средств) ______________________________________________________;

в) наличие на объекте (территории) электронной системы пропуска

(тип установленного оборудования)

г) физическая охрана объекта (территории) _________________________________

(организация, осуществляющая охранные мероприятия, количество постов (человек)

3. Наличие систем противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения объекта (территории):

а) наличие автоматической пожарной сигнализации _________________________

(характеристика)

б) наличие системы внутреннего противопожарного водопровода

(характеристика)

в) наличие автоматической системы пожаротушения

(тип, марка)

г) наличие системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре ___________________________________________________________________________;

(тип, марка)

д) наличие первичных средств пожаротушения (огнетушителей)

(характеристика)

VIII. Выводы и рекомендации

IX. Дополнительные сведения с учетом особенностей

объекта (территории) (при наличии)

(наличие локальных зон безопасности)

(другие сведения)

1. Поэтажный план (схема) объекта (территории) с обозначением критических элементов объекта.

2. План (схема) охраны объекта (территории) с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств охраны.

Любимов А. А.

Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания

Основные понятия и нормативно-правовое регулирование

Что такое антитеррористическая защищенность объекта

Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.

Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:

  • провести оценку уязвимости,
  • составить акт обследования;
  • категорировать объект защиты;
  • составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
  • отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:

  • территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
  • специально отведенные территории за их пределами,
  • места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.

Какие нормативные акты регулируют эту сферу

Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.

Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Категорирование объекта

Каковы критерии оценки риска

Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.

Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.

Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.

В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.

Как организовать категорирование объекта

Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.

Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.

Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.

Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа

Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732)

Антитеррористическая защищенность объектов

Какие документы надо оформить

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.

Организационные мероприятия Технические мероприятия
Назначение ответственных за АТЗ Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации Установка системы оповещения на случай террористического акта
Заключение договоров с охранными предприятиями Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности

Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.

В организации также должны быть:

  • Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
  • Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.

Какие мероприятия провести

Курс по антитеррористической защищенности для специалистов по охране труда

Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.

Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.

Кого назначить ответственным за АТЗ

Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ФСБ, МВД и Росгвардией и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.

Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.

Примеры должностных обязанностей:

  • вести общее руководство обеспечением АТЗ
  • утверждать паспорта безопасности объектов
  • анализировать эффективность системы защищенности
  • планировать мероприятия по обеспечению АТЗ объектов и территорий
  • обеспечивать мероприятия по АТЗ ресурсами
  • координировать деятельность подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий)
  • организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • разрабатывать и согласовывать проекты локальных нормативных актов в части обеспечения АТЗ объектов и территорий
  • координировать совместные действия с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • участвовать в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ
  • проводить инструктажи и обучения по АТЗ

Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим

Шобохонова

Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:

  • отсутствие сознания,
  • остановка дыхания и кровообращения,
  • наружные кровотечения,
  • инородные тела в верхних дыхательных путях,
  • травмы различных областей тела,
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
  • отравления.

Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.

Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Паспорт безопасности объекта и другие документы

Как заполнить паспорт

В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.

Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:

  1. Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
  2. Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
  3. Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
  4. Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
  5. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
  6. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
  7. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
  8. Выводы и рекомендации.
  9. Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).

Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «Антитеррористическая защищенность».

Как оформить акт обследования и категорирования объекта

Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Так же как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).

Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.

Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.

Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.

Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.

В некоторых ведомствах допустимо привлекать:

  • сотрудников специализированных организаций;
  • экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
  • работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
  • экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.

Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Герасименко Наталья

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.

В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.

За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.

Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч. 6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции. Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.

В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей. А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте также: