Как проверить идею мобильного приложения

Обновлено: 19.09.2024

Процесс создания нативного приложения, описанный компанией BHW Group и адаптированный AppCraft под современный софт и реалии.

Каждый день тысячи мобильных приложений появляются в Google Play и Apple App Store. Соцсети, мессенджеры, игры и многие другие – все они делаются профессионалами по одному алгоритму разработки. И сегодня мы разложим его на понятные шаги, чтобы показать вам внутреннюю кухню мобильной разработки. Она включает в себя шесть этапов: оформление идеи, разработка стратегии, работа над дизайном, непосредственно разработка, выход на рынок и мониторинг ситуации.

Материал будет полезен начинающим студиям разработки, тем, кто задумал свой стартап, а также тем, кто спонтанно решил внедрить в свой бизнес приложение, но ещё смутно представляет, какие издержки оно может принести.

Как бы тривиально это не звучало, но хорошее приложение начинается с хорошей идеи. Если у вас её нет, подумайте над существующими в мире проблемами и возможными способами их решения. Перебирайте варианты, пока не обнаружите подходящий пробел на рынке, а потом ищите лучший путь, которым его можно заполнить. Это половина успеха.

Ключом к ответу может стать понимание того, почему эта проблема вообще существует, а для её решения до сих пор нет ни одного приложения. Погрузитесь в тему, соберите данные и обсудите их с командой. И, если у вас достаточно ресурсов на разработку, беритесь за дело.

Следующий шаг после рождения идеи – составить план работы над проектом. Его проще всего начать с анализа конкурентов. Найдите на рынке похожие мобильные приложения и проанализируйте следующие факторы:

  • Количество загрузок – если приложение загружают, значит, это кому-нибудь нужно.
  • Оценки и отзывы – помогут предусмотреть слабые места и адаптировать «фишки», которые нравятся пользователям, под свой продукт.

История компании – будьте готовы столкнуться с теми же трудностями, что и ваши ближайшие конкуренты. Заодно попробуйте понять, как они завоевали признание аудитории.

Благодаря анализу конкурентов вы убиваете сразу двух зайцев. Во-первых, учитесь на чужих ошибках, причём бесплатно, без траты лишнего времени и ощущения собственной неполноценности. Во-вторых, вы начинаете понимать, на что вам придётся пойти, чтобы выжить на рынке мобильной разработки. Что именно пользователь хочет увидеть в своём смартфоне? Есть ли для вашего приложения свободная ниша? Ответы на эти вопросы помогут вам найти баланс между вашими возможностями и потребностями рынка. Ну а если ваша идея настолько уникальна, что подобных приложений ещё нет в природе, посмотрите, как разработчики-первопроходцы из других сфер презентовали себя аудитории.

Если вы не занимаетесь разработкой мобильных приложений исключительно ради удовольствия, то наверняка заинтересованы в том, чтобы получить с продукта хорошую прибыль. Покупки в приложении, оплата подписки или премиум-версии, размещение рекламы, продажа данных – все эти способы монетизации можно использовать, даже если вы распространяете приложение не бесплатно. Чтобы выбрать оптимальный вариант, посмотрите, на чём зарабатывают ваши конкуренты, и определитесь, в какой момент начнёте монетизацию. Если спохватитесь слишком поздно, рискуете попасть в трудные времена.

Эта ступень мобильной разработки связана с пониманием главного вызова, стоящего перед любым разработчиком. Вам придётся продвигать своё приложение, чтобы о нём узнали и начали пользоваться. Сотни качественных мобильных приложений пылятся на виртуальных полках потому, что у их разработчиков не было маркетинговой стратегии и бюджета на её реализацию. А без неё могут обойтись только B2B-приложения, сделанные для внутреннего использования сотрудниками компании-заказчика.

Этап стратегического планирования завершается составлением дорожной карты вашего мобильного приложения, которая зафиксирует его идеальный путь от минимального жизнеспособного продукта (MVP) до попадания в топы магазинов. Составьте список контрольных точек и расставьте их в зависимости от собственных приоритетов. Учитывайте функционал приложения, возможные пожелания аудитории и следующие из них обновления. Но над ними вы будете думать, когда получите фидбек от первых пользователей MVP. Пока же можно сосредоточиться на других вещах.

Внутренняя архитектура зависит от функционала мобильного приложения и выбранного способа обработки и хранения данных. Обычно мы составляем два списка – характеристик, которыми должно обладать приложение, и ключевых визуальных элементов. Они становятся фундаментом для всех будущих архитектурных работ.

Инструменты: доска и маркеры. Много маркеров.

Затем мы рисуем на доске или бумаге экраны и располагаем на них необходимые элементы и данные. Несмотря на то, что один и тот же элемент может присутствовать на нескольких экранах, у него должен быть «дом». Именно на этом этапе в проект можно внести любые изменения.

Они определяют способы взаимодействия пользователя с приложением. Учитывайте все варианты его поведения, чтобы понять, сколько касаний ему потребуется для завершения того или иного действия, причём количество этих касаний должно быть пропорционально сложности действия. Если обнаруживается, что интерфейс не понятен пользователю интуитивно, приходится возвращаться к предыдущему шагу и менять вайрфреймы. При этом после любого изменения все пользовательские сценарии проверяются заново на случай, если мы, упростив одно действие, усложнили другое.

Инструменты: маркеры, плюс Invision, Adobe XD и Figma.

Самый простой способ проверить, насколько хорош ваш UX-дизайн – протестировать его на будущих пользователях. Отправьте им ссылку, после перехода по которой они смогут «потыкать» по отрисованным вайрфреймам. О функциональности речь не идёт, только о проверке навигации. Прислушивайтесь к комментариям, возвращайтесь на один-два-три шага назад, исправляйте проблему и тестируйте. Снова и снова.

Инструменты те же, что и для пользовательских сценарий: Invision, Adobe XD и Figma.

Стайлгайды – это стройматериалы для отделки «интерьера» мобильного приложения и повышения его юзабилити. Без продуманного стайлгайда элементы дизайна будут менять цвета и плавать по экрану, сбивая пользователя с толку.

Руководство по стилю мобильного приложения должно быть максимально подробным и опираться на характеристики аудитории. Ей нужно работать в приложении по ночам? Делаем тёмную тему. Это внутреннее приложение для сотрудников крупной компании? Убираем всё лишнее. Как это сделать? Опытный UI-дизайнер предложит сотню вариантов цветовой палитры, шрифтов и виджетов (кнопок, форм, значков и т.д.).

Рендеринг – это процесс отрисовки вайрфреймов в цифре в соответствии со стайлгайдом. Дизайнер должен придерживаться рекомендаций, но не следовать им слепо. Только так визуальная составляющая мобильного приложения будет выглядеть целостно.

Настало время подключать разработчиков, которые качественно реализуют продуманный до мелочей и многократно протестированный дизайн. Что может пойти не так? Например, вы заказали дизайн у одной компании, а разработку – у другой. Или у них внутренний раскол. Поэтому рекомендуем работать с профессиональной командой, которая занимается мобильной разработкой от идеи до результата.

В некоторой степени успех совместной работы дизайнеров и разработчиков зависит от выбора инструментов. Например, приложение Zeplin показывает последним все свойства загруженного в него дизайна, хотя не обладает всеми возможностями Sketch или Photoshop. В любом случае, убедитесь в том, что команда пользуется точными значениями измерений и не ленится копировать HEX-коды цветов.

В мобильной разработке существует великое множество технологий. Одни почти не требуют затрат, но не отличаются высокой производительностью, другие потребуют больших вложений во имя блестящего результата. Худшее, что вы можете сделать на данном этапе – использовать устаревшие или ненадёжные инструменты, которые приведут к тому, что вам придётся переписывать код, доплачивая остальным членам команды за переработку. Чтобы избежать этого, рекомендуем принять ряд важных решений до начала работы над проектом. Каких именно, расскажем ниже.

Существует три основных подхода frontend-разработке:

  • Нативный – при таком подходе приложение пишется под конкретную мобильную платформу. То есть код приложения под Android нельзя будет использовать на iOS без адаптации. Интерфейс нативного приложения выглядит максимально органично, а само оно работает быстро и отлаженно. За такую надёжность приходится платить, поэтому нативная разработка стоит дороже остальных вариантов.
  • Кроссплатформенный – код такого приложения универсален, вследствие чего ОС запускает его как нативное. Многие считают этот способ оптимальным по соотношению «цена-качество», но он всё равно требует от разработчика временных затрат на оптимизацию. Если остановитесь на нём, среди фреймворков выбирайте между React Native, Xamarin и Native Script.
  • Гибридный – код пишется на HTML, CSS или Javascript в таких средах разработки, как Cordova, Phone Gap и Ionic. Получается дёшево, сердито и не без проблем.

Сервер влияет на производительность мобильного приложения и масштабируемость продукта, то есть способность системы увеличивать ту же производительность за счёт увеличения доступных ресурсов. Технологии здесь те же, что и в разработке веб-приложений. Отправная точка – определиться с:

Как вы могли понять из начала нашего гайда, разработка мобильного приложения состоит из множества этапов. Разобраться в следующих будет в разы проще, если вы слышали про Scrum - метод управления проектами, который подразумевает разбивку рабочего процесса на небольшие отрезки – спринты. В каждом из них есть стадии планирования, разработки, тестирования и подведения итогов. Скрам – один из подходов методологии Agile, о которой написано множество книг, поэтому глубоко вдаваться в терминологию мы не будем. Тем более, что какими бы методами не пользовалась та или иная компания, этапы работы над мобильным приложением будут примерно одинаковыми.

Чтобы спланировать спринт, составьте список задач с конкретными критериями оценки результата. Это поможет разработчикам оценить временные затраты на выполнение каждой из них и равномерно распределить обязанности внутри команды.

На этапе разработки команда воплощает в жизнь идеи дизайнеров и свои собственные. Результат проверяет QA-команда (отдел контроля качества) или менеджер проекта. Последний также распределяет задачи между разработчиками, добиваясь равномерной загрузки команды на протяжении всего спринта.

Разработчики должны чётко представлять концепцию приложения и его отличительные черты. Ничто так не мотивирует, как амбициозные цели, но в погоне за ними нельзя забывать о реальности. Возможно, вам придётся смириться с тем, что часть функций так и останется нереализованной.

Тестировать приложение не должны его же разработчики.

Тип тестирования выбирают исходя из проверяемой характеристики приложения:

Функционал – должен соответствовать заявленному. Хорошо, если у подрядчика есть QA-команда, а у неё – план тестирования со списком всех функций приложения и его желаемым поведением. Но если таковой нет – необходимо позаботиться об этом и нанять специально обученных специалистов. Юзабилити – интерфейс мобильного приложения должен быть интуитивно понятным и дружелюбным. О проблемах с этими качествами вам лучше всего расскажут те, кто видят продукт впервые.

Но и это ещё не всё:

Регрессионное тестирование – используется для проверки уже протестированного кода на ошибки, исправленные ранее, или возникшие в результате этих исправлений. Здесь на помощь вновь приходит QA-команда с чек-листами изменений, внесённых в код на каждом из спринтов.

В конце каждого спринта обсуждайте его результаты с заинтересованными сторонами. Сделайте выводы из трудностей, с которыми вы столкнулись, и постарайтесь больше их не допускать. Отмечайте успешные решения и используйте их в дальнейшем. Двух одинаковых проектов быть не может, поэтому разработчики постоянно прокачивают свои навыки, в том числе – навыки планирования работы над проектом. Который, кстати, переходит в следующую стадию.

К этому моменту приложение (или хотя бы MVP) должно быть полностью готово к выходу на рынок. Но если вы хотите потратить маркетинговый бюджет с умом, то размещать приложение в публичный доступ Google Play и Apple App Store пока рано. Нужно ещё раз протестировать его — на этот раз на небольших группах целевой аудитории. Сделать это можно двумя способами.

Первое правило фокус-группы — участники должны увидеть приложение впервые. Вам необходимо выяснить, кто они, откуда узнали о вашем продукте и пользуются ли чем-то похожим. Когда перейдёте непосредственно к тестированию, не давайте подсказок, а наблюдайте за тем, какие сложности возникают у людей в процессе использования приложения. Затем попросите каждого участника высказаться и обсудите все спорные моменты.

Вместе с фокус-группой (или вместо неё) можно устроить пробный запуск приложения для ограниченной аудитории опытных пользователей и охотников за новинками. Обязательно скажите им, что цените их интерес, попросите фидбек и пообещайте принять во внимание конструктивную критику. Кстати, бета-тестирование также позволяет проверить, как ваше приложение работает с разными устройствами и операционными системами.

Перед тем, как представить своё мобильное приложение миру, позаботьтесь о двух вещах: надёжном API-сервере и соблюдении правил Google Play Store и Apple App Store.

Большинству мобильных приложений нужен backend-сервер, который обменивается данными с ними. Если сервер перегружен или не отвечает, приложение не будет работать. Хорошая новость: благодаря облачным технологиям конфигурацию сервера можно менять в зависимости от размера пользовательской базы.

Публикация приложения в Google Play Store и Apple App Store – трудоёмкий процесс. Вам придётся убедиться в том, что приложение отвечает требованиям магазина, заполнить несколько форм для каждого из них, подготовить скриншоты и маркетинговые материалы, составить текст описания… а Apple ещё и тщательно в течение нескольких дней будет проверять само приложение и даже может не только потребовать изменений, но и отказать в публикации из-за “бессмысленности” приложения. Нет, мы не исключаем вероятность того, что магазин примет ваше приложение без лишних вопросов, и через несколько дней оно будет доступно для скачивания. Просто предупреждаем о возможных трудностях, которые возникнут с вероятностью в 99%.

Разработка мобильного приложения не заканчивается с его публикацией в сторах. Даже за умеренно популярными приложениями стоит целая история обновлений. Исправленные ошибки, улучшение производительности, новые возможности – поводов масса. Выбрать нужный именно вам поможет мониторинг следующих аспектов.

Современные системы аналитики мобильных приложений собирают информацию об аудитории вашего приложения (распределение пользователей по полу, возрасту, местонахождению, языку и т.д.) и особенностях взаимодействия с ним (времени входа в приложение, времени, проведённом в приложении, количестве просмотренных экранов и пр.). Некоторые даже составляют тепловые карты, которые показывают, на какие кнопки пользователи нажимают чаще остальных. Используйте эти данные как ориентиры на будущее: вкладывайтесь в доработку тех областей, в которых концентрация действий аудитории наиболее высока.

Этот показатель нельзя измерить двумя предыдущими способами, но следить за ним необходимо. Как часто происходило то или иное действие и как долго оно длилось – вот вопросы, которые помогут оптимизировать работу приложения. Если простейшее действие занимает больше времени, чем ожидалось, это тревожный сигнал.

Оценки и отзывы в магазинах крайне важны, особенно для новых приложений. Всегда отвечайте комментаторам: благодарите за хорошие слова и постарайтесь помочь тем, кто столкнулся с трудностями при использовании вашего приложения. Комментаторы обычно не ожидают, что им ответят реальные разработчики. Чуть больше клиентоориентированности – и две звезды превращаются в пять, а ваша репутация взлетает до небес.

Цель мониторинга – понять, что делать дальше. Используйте статистику и отзывы, чтобы выявить слабые места, а потом возвращайтесь на n шагов назад и укрепляйте их. Повышайте конверсию пользователей в покупателей, расширяйте клиентскую базу, зарабатывайте, в конце концов. Ведь мобильная разработка – это очень динамичная среда, и, чтобы быть на плаву, надо постоянно работать над продуктом и над собой.

Процесс разработки мобильного приложения кажется сложным только на первый взгляд. Да, вам придётся принимать множество важных решений и постоянно возвращаться к предыдущим этапам. Не поддавайтесь соблазну пропустить один или несколько – в конце вас ждёт заслуженная награда в виде денег и благодарных пользователей. Говорим об этом как разработчики с почти 7-летним опытом :)

Статья-источник на странице блога компании BHW Group.

Мы тут собрали умную камеру для наблюдения за котиками. Хотите научим?

Статья длинная, но оно того стоило

Спасибо! Изначально хотели разбить на две смысловые части, а именно: подготовка+дизайн и разработка+релиз. Но они оказались оказались весьма не пропорциональными по отношению друг к другу, поэтому решили не мелочится.

Спасибо!
Всегда было интересно посмотреть не весь процесс разработки приложения!

Спасибо за бесценную информацию! Планирую создать приложение в b2b2c секторе, маркетплейс в сфере услуг на региональном рынке с перспективой масштабирования. Не знаю пока где найти разработчиков, связываться с фрилансерами опасно, собирать свою команду в моем регионе проблематично, не знаю как быть. Средства на реализацию думаю привлечь от потенциальных партнёров, показав презентацию, но если они захотят протестить приложение как быть?

Здравствуйте! Считаю, что вам необходимо описать концепцию вашего сервиса. При создании концепции я бы рекомендовал вам уделить основную часть времени маркетингу (совместно с опытным маркетологом) будущего продукта и его монетизации. Прошу обратить вас внимание, что на самом деле затраты на маркетинг, примерно такие же, как и на разработку самого продукта. Далее, вы выбирайте студию разработки мобильных приложений.

На что стоит обратить внимание на этом этапе?
A. Специализация студии (работает ли она со стартап-проектами напрямую?).
B. Штат сотрудников inhouse.
C. Работает ли над MVP версией продукта напрямую?

Затем, собранные данные о стоимости разработки и маркетинговых мероприятиях, тезисно упаковать в некую презентацию, а лучше ещё создать кликабельный UX-прототип совместно с уже выбранной студией разработки (это будет намного дешевле нежеле делать полноценное приложение, даже MVP версию).

Готово, теперь вы можете продемонстрировать свою идею потенциальным партнёрам.

Первый способ состоит в проведении интервью с представителями целевой аудитории. Если вкратце, то надо проверить, есть ли у ЦА потребность, которую удовлетворяет ваше приложение, как люди решают ее сейчас, что они видят в этом удобного и неудобного и так далее.

А по отношению к своей идее нужно понять, захотят ли люди удовлетворять свою потребность предложенным вами способом (будущий продукт), и будут ли готовы за это платить (если будут, то сколько). Если тематика широкая, для этого вполне может даже хватить опроса знакомых, в офлайне или через свои странички в соцсетях.


В идеале после интервью надо предложить заключить предварительный договор купли-продажи в какой-то подходящей форме, на случай выхода продукта. То есть потенциальный пользователь должен однозначно подтвердить готовность тратить свои деньги на это.

Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране

Также вы можете создавать темы на нишевых форумах или опрашивать людей в тематических группах в социальных сетях. Способов можно придумать много.

Оцените возможный спрос в поиске

Если вы не знакомы с SEO и онлайн-маркетингом, использование инструментов для оценки поискового спроса может оказаться для вас сложной задачей. Но некоторые из них достаточно удобны даже для новичков.

Удобным инструментом для оценки статистики поисковых запросов является Ubersuggest, который с прошлого года стал совершенно бесплатным в использовании. Можно указать конкретный регион, который вас интересует, узнать уровень конкуренции и множество другой полезной информации.




А вот KeywordTool.io позволяет получить аналогичную статистику уже непосредственно по App Store. Но возможности бесплатной версии ограничены, и полная информация доступна только пользователям на платных тарифах (от $48 в месяц).

Еще один отличный инструмент – Google Trends. Этот сервис не выдает статистику в абсолютных цифрах, но позволяет легко понять, пользуется ли определенная тема спросом. А также сравнить динамику популярности двух тем за определенный период времени:


Изучите магазины приложений, явных и неявных конкурентов

Один из самых простых и очевидных советов, которым создатели приложений почему-то часто пренебрегают. Поищите приложения в релевантных вашему будущему продукту категориях, по ключевым словам, которые, по вашему мнению, могли бы использовать потенциальные пользователи. Изучите раздел рекомендуемых приложений.

Если вас интересует конкретная платформа, например, iOS, это не значит, что нужно игнорировать Android. Потратьте время на исследование и Google Play, возможно, там вы тоже найдете что-то полезное или даже новые идеи для приложений.


Проанализируйте, все ли у потенциальных конкурентов в порядке. Обратите пристальное внимание на рейтинг и отзывы. Отметьте для себя плюсы и минусы, о которых пишут пользователи. Первые помогут вам понять, что людям нравится. Вторые – избежать ошибок.

Проанализируйте форумы и сообщества

В контексте задачи проверки идеи для приложения такие площадки подходят как нельзя лучше. Все просто: это места концентрированного пребывания вашей потенциальной целевой аудитории, причем иногда в очень больших количества.


Как минимум, путем анализа количества участников в сообществах, популярности обсуждаемых тем и активности пользователей в целом, можно сделать вывод о востребованности тематики будущего продукта.

Но еще более интересный вариант использования таких площадок: задать их участникам интересующие вас вопросы напрямую. То есть зарегистрироваться на нужном форуме или присоединиться к группе в социальной сети, и инициировать там обсуждение.


Если идей несколько, можно даже устроить голосование или попросить рекомендации по возможному функционалу продукта, а взамен предложить какое-нибудь вознаграждение автору лучшей идеи.

Создайте лендинг и купите немного трафика

Способ довольно простой, но потребует денежных вливаний. Алгоритм работы выглядит следующим образом.

  • Создаем Landing Page с анонсом и описанием своего приложения, несколькими скриншотами, как оно могло бы выглядеть (закажите у дизайнера).
  • Добавляем форму, в которой пользователи могли бы оставить свой email для получения уведомления о дате релиза будущего продукта.
  • Запускаем рекламную кампанию в Google AdWords и/или в Facebook Ads.
  • После завершения кампании анализируем, какой процент пользователей оставил заявку на покупку. При этом продукт не делаем вообще, с этими лидами можно будет поработать позже, когда он появится.

Далее смотрим затраты и прогнозируем выручку в зависимости от затрат на рекламу.

Создайте страницу на Product Hunt

Это площадка для стартапов, где пользователи могут голосовать за понравившиеся проекты, поднимая их в топ. За последние годы этот сервис стал одним из основных источников информации о многих новых технологических продуктах и прекрасно подходит для оценки популярности идеи любого потенциального стартапа.


Даже если вы еще не начинали разработку, это не помешает получить фидбэк от сообщества. Для этого вам нужно опубликовать страницу о своем будущем приложении, и на основе полученных лайков можно будет сделать примерные выводы относительно возможной популярности будущего продукта.

  • описание продукта,
  • его иконку,
  • хорошие визуальные материалы (по возможности видео),
  • несколько комментариев от создателей.

Также у владельцев продукта обязательно должны быть аккаунты на сервисе, поскольку им, возможно, нужно будет отвечать на комментарии и вопросы в обсуждениях.

Убедились в жизнеспособности идеи? Приступайте к созданию MVP

Термин MVP расшифровывается как Minimum Viable Product. Суть этого подхода в выводе на рынок продукта с ограниченным набором наиболее необходимых функций, а затем отслеживание реакции аудитории и сбор обратной связи от первых пользователей.

Вариант для коммерческого приложения: пилим минимальную версию продукта с минимумом затрат (без красивостей и фич, минимум затрат времени), пытаемся ее продавать.

Если затраты на привлечение пользователя меньше, чем маржа от пользователя, допиливаем продукт, параллельно проводя А/В-тестирование и/или глубинные интервью с пользователями.


Вот несколько примеров MVP для разных ниш, основанных на историях реальных стартапов:

  • в приложении по доставке здорового питания на этапе тестирования концепции доставлялись блюда, приготовленные не на собственной кухне, а у ресторанов-партнеров;
  • сервис для прототипирования веб-сайтов и приложений начал работу с возможности создания только простейших черно-белых макетов, постепенно расширяя функционал до уровня полноценных интерактивных прототипов;
  • сервис посуточного бронирования квартир начал работу с сайта, на котором были предложения от знакомых создателям владельцев квартир в одном городе, постепенно расширяя покрытие по всей стране.

Таким образом, при помощи MVP можно быстро проверить свою идею в боевых условиях и понять, что и как делать дальше.

Подведем итоги

Любой опытный предприниматель или эксперт подтвердит, что лучшим способом создания удачного продукта является снижение рисков на старте, перед тем как инвестировать в разработку значительные деньги. Но это не так сложно, как может показаться, если подготовиться заранее и знать, какие именно шаги нужно предпринять.

Главный вопрос в наше время состоит не в том, как что-то сделать, а в том, стоит ли это делать вообще. Вы можете использовать эту статью в качестве полезного руководства, которое поможет вам проверить идею своего приложения, прежде чем тратить время, силы и деньги на его создание.

Иосия Хамфрей, основатель Appster, рассказал, как эффективно придумывать идеи для приложений. Предлагаем вам перевод его статьи.


Как найти идею для создания успешного продукта?

Когда дело доходит до создания мобильных приложений, разработчики приложений склонны чрезмерно усложнять свои идеи и стратегии. Приложение превращается в неуклюжий швейцарский армейский нож – тот, который предлагает слишком много функций, который трудно изучить и использовать, и который к тому же дорого стоит.

Как сказал Стив Джобс:

Ниже я расскажу о проверенных стратегиях, которые я использовал, чтобы помочь стартапам и предпринимателям в Appster эффективно придумывать простые идеи для приложений.

1. Как найти идею: станьте машиной для идей

Как научиться придумывать идеи для приложений?

Ответ, по мнению предпринимателя, автора бестселлера и подкастера Джеймса Альтушера – стать машиной для идей.

Это может звучать нереально, но для этого просто нужно много практики. Вот краткий обзор советов Альтушера для того, чтобы стать машиной для идей:

Сколько идей вы должны придумывать каждый раз?

Почему 10?

У большинства из нас не было бы большого затруднения с придумыванием нескольких идей, даже если бы они были сосредоточены вокруг тем, которые мы обычно не обдумываем.

Но после придумывания пятой идеи становится сложно – именно здесь мы сталкиваемся с серьезными затруднениями.

Цель упражнения состоит в том, чтобы прорваться через этот этап, нарастить креативную мышцу.

Как можно оценить свои идеи?

Вы и не должны, потому что оценка ваших идей для приложений не является приоритетом на данный момент времени. Вот что говорит Альтушер:

Вы должны попробовать множество идей и посмотреть, какие из них волнуют клиентов и сотрудников, какие люди используют и от каких приходят в восторг.

С каких тем можно начать мозговой штурм?

Ключевым моментом здесь является удовольствие от процесса принятия решений, поэтому не ограничивайте себя идеями, связанными с бизнесом.

Это помогает мыслить нестандартно и концептуализировать идеи вокруг таких тем, как «10 смешных мобильных приложений, которые я бы хотел», «10 способов, которыми приложение может решить проблему, с которой я столкнулся», «10 мобильных приложений, которые я могу изобрести», или «10 мобильных приложений, которые я бы улучшил».

Сколько времени нужно, чтобы стать «машиной для идей»?

Альтушер предлагает делать это упражнение ежедневно в течение как минимум шести месяцев.

2. Как найти идею: оттачивайте свои навыки решения проблем

Как разработчики приложений могут найти правильную идею для своего стартапа?

Дэниел Кемпе, основатель контентной платформы Quuu, подробно излагает свое мнение в статье для Forbes:

Речь идет не о поиске идей, а о выявлении проблем или пробелов в существующих продуктах или услугах. Идеи трудно найти, по крайней мере, хорошие. Но проблемы, они везде! Почти каждый продукт или услуга, которые вы используете ежедневно, был создан для решения проблемы.

Вот четыре стратегии, которые вы можете использовать, чтобы отточить свои способности решения проблем:

2.1 Как найти идею? Обратите внимание на проблемы, с которыми вы сталкиваетесь каждый день

Первое, с чего нужно начать – определить проблемы, с которыми вы сталкиваетесь на ежедневной основе.

Трудно придумать идеи на мозговом штурме, поэтому начните с наблюдения за любыми моментами разочарования, которые у вас есть в течение дня, будь то перерыв или задержка, возникшие на работе, или проблема, которая возникает в вашей личной жизни.

На первый взгляд эти проблемы могут показаться минутными или земными, но решение личной проблемы стало отправной точкой для таких приложений, как Dropbox и Summly.

Идея Dropbox возникла из-за разочарования сооснователя Дрю Хьюстона отсутствием бесшовного решения для хранения его файлов, в то время как Summly был задуман, когда основатель Ник Далозио нашел неэффективным поиск Google при подготовке к экзаменам.

2.2 Обращайте внимание на повседневные разговоры

Повседневные разговоры и, казалось бы, банальные жалобы могут стать источником вдохновения.

2.3 Посмотрите на социальные сети

Социальные платформы – отличный способ узнать о более масштабных проблемах, с которыми сталкиваются люди и сообщества по всему миру.

Существуют различные способы проведения поиска в социальных сетях: вы можете создавать хэштеги вокруг проблем, которые вы выбрали с помощью вышеупомянутых методов, или создать список хэштегов вокруг тем или проблем, которые вас беспокоят.

2.4 Пойдите туда, где находятся ваши потенциальные пользователи.

Статьи в блогах, комментарии в блогах, форумы, доски обсуждений, Quora – помимо того, что они являются полезным источником информации, эти сайты также являются отличным способом взаимодействия с потенциальными пользователями или целевой аудиторией.

Примите во внимание общие проблемы, которые там обсуждаются, и не стесняйтесь публиковать комментарии или начинать новую тему вокруг любых вопросов, которые могут возникнуть у вас – это может спровоцировать людей на разговоры, которые прольют свет на проблемы, о которых вы ранее не знали.

3. Как найти идею: следите за своими конкурентами

Анализ конкурентов должен проводиться в несколько этапов в течение всего жизненного цикла мобильного приложения: во время процесса разработки, до внесения существенных изменений в приложение или бизнес-стратегию и регулярно, чтобы идти в ногу с изменениями в конкурентном ландшафте.

Ниже я сосредоточусь на конкурентном анализе, проводимом на стадии разработки.

Обращайте внимание на отзывы, обратную связь и комментарии пользователей

Вникайте в стратегии своих конкурентов

Вникая в стратегии, реализованные вашими конкурентами, вы можете разбить их на более простые элементы и перепроектировать процессы, чтобы воспроизвести их успех.

Цель здесь не в том, чтобы имитировать то, что делают ваши конкуренты, а объединить свои стратегии с вашими существующими идеями, чтобы создавать концепции и функции, которые работают для вашего приложения.

Вот контрольный список вопросов, которые помогут вам начать работу над вашим исследовательским процессом:

  • Какие стратегии дали наилучшие результаты для ваших конкурентов?
  • Каковы были неудачные стратегии?
  • Как вы можете улучшить стратегии, которые ваши конкуренты реализовали?
  • Как вы можете адаптировать эти стратегии, чтобы они работали для вашего мобильного приложения?
  • Не забывайте о косвенных конкурентах

Хотя ваши косвенные конкуренты, возможно, не имеют своего мобильного приложения, они все еще нацелены на аналогичную аудиторию. Такой подход помогает обратить внимание на то, как они привлекают ваших потенциальных пользователей своими продуктами или услугами.

Вот ключевые вопросы, которые помогут вам в анализе косвенных конкурентов:

  • В каких областях их продукты или услуги похожи на ваши?
  • Каковы успешные стратегии и идеи, которые помогли им ориентировать и сохранять своих пользователей?
  • Как можно улучшить эти стратегии?
  • Можете ли вы адаптировать эти идеи или концепции, чтобы они работали для вашего мобильного приложения?

4. Следите за трендами

Постоянно меняющийся мобильный пейзаж сложен для понимания.

Издатели приложений сталкиваются с сильной конкуренцией. Исследование Statista 2017 года показало, что пользователи Android выбирали из 2,8 миллиона приложений, а количество приложений в App Store составило 2,2 миллиона.

Кроме того, такие тенденции, как дополненная реальность, виртуальная реальность и чат-боты, революционизирует способы взаимодействия пользователей с мобильными устройствами.

Стратегии и функции, которые сейчас эффективны, могут быть легко забыты в течение нескольких месяцев. Создание идей, которые резонируют с сегодняшними пользователями, требует постоянного стремления идти в ногу со временем.

Вот несколько инструментов и веб-сайтов, которые вы можете использовать, чтобы оставаться в курсе последних событий:

Слишком часто стартапы и предприятия попадают в ловушку жизни внутри пузыря отрасли. Близоруко принимая общую направленность отрасли, ее средние показатели и лучшие практики, компании, в конечном итоге, создают продукты, которые ничем не выделяются.

Это можно предотвратить, изучая и внедряя идеи и концепции из отраслей, бизнеса или мобильных приложений, которые отличаются от ваших собственных.

Вот, например, ключевые выводы, которые помогут понять, какими полезными могут быть мобильные приложения в разных отраслях:

Любое мобильное приложение создается по единому плану разработки мобильного приложения, который можно разбить на 6 этапов. Эта статья пригодится начинающим разработчикам, стартаперам, а еще тем, кто хочет, чтобы у компании было свое приложение и имеет смутное представление об издержках этого решения.

Содержание

Идея

Идея

Хорошая идея – база для хорошего приложения. Если идеи пока нет, оглянитесь вокруг: на рынке наверняка некая проблема, для решения которой вы можете разработать нужное приложение.

Попытайтесь определить источник проблемы, и почему ее еще не решили. Соберите данные и свою команду – проведите коллективный мозговой штурм, и, если у вас хватает ресурсов на разработку, приступайте к делу.

Стратегия

Стратегия

Стратегия

Подготовка

Итак, идея найдена. Теперь нужно определить направления работы. Первым из них является анализ конкурентов.

Сравните мобильные приложения конкурентов по следующим показателям:

  • Число загрузок: чем их больше, тем лучше. Значит, приложение востребовано у аудитории, раз его часто скачивают.
  • Рейтинг и отзывы: учитывайте в своей работе отзывы пользователей, особенно негативные. Адаптируйте под проект полезные фишки других приложений.

Проанализируйте путь компании, стратегию поведения в столкновении с трудностями. Весьма вероятно, они возникнут и на вашем пути. Вам необходимо понять, каким образом конкурентам удалось получить лояльность пользователей.

С помощью анализа конкурентов можно убить двух зайцев сразу. Используйте чужой опыт в разработке мобильного приложения и не повторяйте ошибки предшественников. Кроме того, вы получите представление о положении на мобильном рынке. Проанализировав конкурентов, вы поймете, какое приложение необходимо для пользователей, как найти и занять свободную нишу на рынке. Таким образом вы сможете сбалансировать ваши возможности и спрос на рынке.

Если же вы являетесь первопроходцем с уникальной идеей, берите пример с новаторов из других областей разработки.

Монетизация

Монетизация

Монетизация

Если интерес к мобильной разработке держится не только на чистом энтузиазме, наверняка он подкрепляется мотивацией в получении прибыли с продукта. Даже если ваше приложение платное, вы все равно можете приумножать прибыль и после его покупки пользователями, внедряя способы монетизации. Определите источник прибыли соперников и не медлите с монетизацией – в этой ситуации поговорка «лучше поздно, чем никогда» не работает.

Маркетинг

Маркетинг

Маркетинг

Этот этап – вызов для любого разработчика. Повышайте узнаваемость продукта, продвигайте его. Задумайтесь, сколько качественных проектов остались невостребованными по причине пренебрежения разработчиков стратегией продвижения и отсутствия выделенного бюджета на реализацию продукта. Без плана разработки мобильного приложения могут иметь успех разве что внутрикорпоративные продукты для сотрудников компаний, разработанные для B2B сегмента.

Маршрутная карта приложения и его жизнеспособность

Составление маршрутной карты приложения с фиксированными этапами развития является финальным этапом стратегического планирования. Перечислите чекпоинты, начиная от зарождения идеи приложения и заканчивая выпуском на рынок в зависимости от собственных приоритетов. Пусть первые пользователи приложения оставят обратную связь – так вы получите пищу для размышлений о его функционале, пожеланиях аудитории и обновлениях на их базе.

UX-дизайн

UX-дизайн

UX-дизайн

Внутренняя архитектура приложения

Внутренняя архитектура приложения определяется его функционалом и способом обработки и хранения данных. В основе всех будущих работ с архитектурой лежит составление списка ключевых характеристик и элементов визуала.

Вайрфрейм

Нужные элементы представлены на экранах. Те, в свою очередь, нарисованы на доске или бумаге. Каждый элемент может повторяться на нескольких экранах, при этом у него есть собственный «дом». На этом этапе проект еще можно изменить без особых проблем.

Юзер-скрипт

Взаимодействие аудитории с приложением прописывается согласно юзер-скрипту, или пользовательскому сценарию. При разработке сценария необходимо учитывать вариативное поведение пользователей – так вы поймете, сколько касаний он делает для завершения определенного действия. Чем сложнее действие, тем больше касаний.

Если интерфейс продукта недоступен интуитивному восприятию пользователя, необходимо вернуться на шаг назад и модифицировать вайрфреймы. Помните: упрощение одного действия может усложнить другое. Поэтому проверяйте все скрипты после каждого изменения.

Тест на аудитории

Юзабилити UX-дизайна лучше всего тестировать на потенциальных пользователях. Перейдя по отправленной ссылке, они проверят отрисованные вайрфреймы. Учтите все комментарии, вернитесь на 1-3 шага назад, исправьте все недочеты и проведите тестирование снова.

Инструменты те же, что и для юзер-скриптов: Invision, Figma, Adobe XD.

UI-дизайн

UI-дизайн

UI-дизайн

Стайлгайды

Стайлгайд – мануал по стилевому решению мобильного приложения. Стайлгайд – каркас приложения, основа для повышения его юзабилити. Отсутствие проработанного стайлгайда порождает хаотичное блуждание элементов по экрану и неустойчивые оттенки.

В стайлгайде должны фиксироваться все подробности. Руководство разрабатывают с учетом специфики целевой аудитории. Приложение будет использоваться по ночам? Здесь поможет темная тема. Это будет внутрикорпоративный продукт? Тогда в нем не должно быть ничего лишнего.

Опытный UI-дизайнер предложит множество вариаций палитры оттенков, виджетов и шрифтов – вам будет из чего выбрать.

Рендеринг

В процессе рендеринга вайрфреймы отрисовываются в цифровом формате согласно стайлгайду. Дизайнеру должно соблюдать рекомендации, но не следовать им слепо. Тогда визуальная часть продукта будет смотреться целостно.

Тестирование дизайна

Отрисованные в цифре экраны проверяют пользователи, которые тестировали вайрфреймы. Этот момент является точкой невозврата – после нее вносить изменения любого рода становится очень затратно. Поэтому необходимо проверить все еще раз.

От дизайна к разработке

Здесь к работе подключаются разработчики, ответственные за реализацию дизайна. Для сохранения целостности конечного продукта заказывайте разработку мобильных приложений у одной команды.

Наша компания занимается разработкой мобильных продуктов, начиная от разработки концепции и заканчивая финальной реализацией приложения, а после отслеживаем отзывы пользователей, дорабатываем функционал и модернизируем приложение.

Эффективность коллаборации дизайнеров с разработчиками во многом зависит от набора инструментов. Так, приложение Zeplin показывает все свойства загруженного дизайна, несмотря на ограниченный функционал. В любом случае, убедитесь, что исполнители копируют HEX-коды оттенков и используют точные измерения.

Архитектура системы

Мобильная разработка использует множество разных технологий. Использование ненадежных инструментов неизбежно ведет к проблемам и переписыванию кода, а значит, к доплатам разработчикам за переработку. Прежде чем приступить к проекту, вам следует принять несколько важных решений.

Frontend-разработка

Frontend-разработка

Frontend-разработка

Существует 3 подхода к frontend:

  • Нативный – приложение заточено под определенную мобильную платформу. Разработка ведётся отдельно под все ОС телефонов. Интерфейс нативного приложения смотрится органично, а само оно работает слаженно и быстро. Этот вид разработки обычно дороже иных способов.
  • Кроссплатформенный – приложение обладает универсальным кодом, поэтому для ОС оно выглядит нативным. Многие расценивают этот способ как оптимальное соотношение «цены и качества», однако разработчику все равно требуется потратить некоторое время на оптимизацию.Сделав выбор в пользу кроссплатформенного приложения, выбирайте фреймворки между React Native, и Flutter.
  • Гибридный – код для такого приложения создается на HTML, CSS или Javascript в таких средах разработки, как Cordova, Phone Gap и Ionic.

Backend-разработка

Backend-разработка

Backend-разработка

Производительность разработанного приложения зависит от его масштабируемости, то есть способности системы к увеличению производительности посредством увеличения доступных ресурсов.

Технологии здесь используются те же, что и при разработке веб-приложений. Остается выбрать:

  1. Язык программирования – к услугам разработчиков десятки разных языков для написания приложения. Каждый язык имеет свои фреймворки.
  2. Систему управления базой данных – самыми известными являются MSSQL, MYSQL, PostgreSQL. Также нужно выстроить схему базы и выбрать движок. Каждый элемент должен быть продуман, система должна быть надежной и структурированной.
  3. Хостинг для сервера и API – необходимо учитывать масштабируемость приложения вместе с его надежностью. Провайдеры предусматривают для разработчиков облачные решения. Облако расширяется с ростом целевой аудитории. Также провайдеры помогут с обновлениями и резервным копированием данных.

Разработка и итерация

Разработка и итерация

Разработка и итерация

Этапы разработки мобильного приложения последовательны. Разобраться в ней проще, если вам известно о методе управления проектами под названием Scrum. Scrum имеет отношение к методике «гибких подходов» Agile, в основе которой лежат 4 ценности:

  1. люди;
  2. эффективный продукт;
  3. совместная работа с заказчиком;
  4. готовность к изменениям.

По методу Scrum, разработка мобильного приложения разделяется на отрезки, или спринты. Каждый спринт состоит из стадий:

  • планирование;
  • разработка;
  • тестирование;
  • подведение итогов.

Scrum-метод. Благодаря скрам-методу стадии работы над приложением сохраняют стабильность.

Планирование

Список задач с четкими характеристиками поможет в оценке итогов работы. С помощью такого списка разработчики в состоянии оценить сроки выполнения каждой задачи и распределить нагрузку.

Разработка

Разработка

Разработка и итерация

На этой стадии идеи команды и дизайнеров претворяются в жизнь. За проверку результатов команды отвечает QA-команда или менеджер проекта, который следит за равномерной нагрузкой разработчиков на каждом этапе. Разработчики должны четко осознавать концепцию приложения и его специфику. Некоторые из функций могут остаться невостребованными.

Тестирование

Тестирование продукта не является задачей разработчиков. Вид тестирования зависит от проверяемого параметра приложения:

  • Функционал приложения должен соответствовать заявленному. Доверьте оценку юзабилити приложения и его функций QA-команде подрядчика или нанятым специалистам. Возможные проблемы приложения могут выявить пользователи с незамыленным взглядом, которые видят продукт в первый раз.
  • Приложение с высокой производительностью должно быстро выполнять все операции. Обычно эта характеристика проверяется позже, однако следить за реакцией приложения необходимо уже сейчас.
  • Дизайнеры должны еще раз удостовериться в соответствии визуала стайлгайду. Это еще одна весомая причина для работы с компаниями, которые занимаются разработкой мобильного приложения от и до.

Другие виды тестирования:

  • Регрессионное тестирование – протестированный ранее код проверяется на исправленные ошибки, или на ошибки, возникшие по итогу этих исправлений. На данном этапе можно подключить QA-команду с чек-листами модификаций кода на каждом спринте.
  • Тестирование под платформу – наблюдайте за поведением приложения на экранах смартфонов с различным разрешением и на всех возможных версиях ОС.
  • Приемочное пользовательское тестирование – доверьте тестирование приложения потенциальной аудитории.

Приложение готово к релизу на рынке, только если оно успешно выдержало предыдущие проверки.

Анализ

Обсуждайте результаты каждого спринта с основными интересантами. Проанализируйте возникшие препятствия в рабочем процессе, не повторяйте их впоследствии. Абсолютной идентичности не существует, каждый проект уникален. Разработчики постоянно улучшают свои умения, включая способность к планированию работы над проектом.

Перед запуском

Приложение готово к запуску. Если вы хотите действительно рационально расходовать маркетинговый бюджет, не торопитесь размещать его в мобильных маркетах. Разделите целевую аудиторию на группы и протестируйте приложение снова. Существует два способа тестирования, подробнее о которых рассказывается ниже.

Фокус-группа

Фокус-группа

Фокус-группа

Участники фокус-группы отбираются из тех, кто впервые видит приложение. Вам необходимо выявить, кто они и откуда узнали о продукте, доводилось ли им встречать аналоги. Предоставьте фокус-группе свободу действий: ведите наблюдение за тем, будут ли у них какие-либо трудности при использовании приложения, и если да, то какие. Выслушайте каждого участника группы и обсудите с ним спорные моменты.

Бета-тестирование

Запустите приложение для ограниченного числа пользователей параллельно с фокус-группой (или вместо нее). Запросите от пользователей обратную связь, учтите конструктивную критику.

Этот вид тестирования позволяет проверить способ взаимодействия приложения с разными устройствами и ОС.

Получить как можно больше отчетов об ошибках и устранить их сразу лучше, чем узнать о проблемах от недовольных пользователей из магазинов, которые скачали и установили приложение.

Внедрение на рынок

Внедрение на рынок

Внедрение на рынок

Перед запуском на рынке проследите, чтобы приложение имело надежный API-сервис и соответствовало регламенту Google Play, Apple App Store и HUAWEI AppGallery.

API-сервер

Приложение не будет работать без адекватной работы backend-сервера. Backend-сервер обменивается данными с мобильными приложениями. Он должен быстро отвечать и не перегружаться. Сервер может менять конфигурацию в зависимости от размеров базы пользователей, а также от повышения нагрузки.

Магазины приложений

Магазины могут опубликовать ваше приложение за короткий срок.При этом вероятность затруднений при публикации сохраняется на 99%. Подготовьте скриншоты и материалы для маркетинга, составьте описание – добейтесь соответствия продукта регламенту магазинов.

Мониторинг

После публикации в магазинах работа над приложением не заканчивается. Регулярный мониторинг следующих аспектов поможет вам в дальнейшей работе над приложением.

Падения

В мониторинге падений приложения помогут библиотеки, в которых хранятся данные о действиях пользователя в момент падения, на каком устройстве оно произошло и.т.д. Отправку уведомления о падении можно вшить в структуру приложения и рассортировать их впоследствии.

Аналитика

Сведения о целевой аудитории приложения и особенностях работы с ним можно получить через системы аналитики мобильных продуктов. Некоторые разработчики составляют тепловые карты, на которых видно, какие кнопки нажимают пользователи чаще остальных.

Эти данные послужат будущим ориентиром в работе: области с наибольшей концентрацией аудитории стоят своих вложений.

Производительность

Два предыдущих способа не могут быть мерилом этого показателя. Тем не менее, за ним необходимо следить. Частота действия и его длительность способствуют оптимизации работы приложения. Если на выполнение простого действия уходит больше ожидаемого времени, это является тревожным сигналом.

Поддержка репутации

Оценки и отзывы пользователей в магазинах очень важны, особенно если речь идет о новых пользователях. Благодарите комментаторов за позитивные отзывы, помогайте тем, кто столкнулся с трудностями при использовании приложения.Обычно комментаторы не ожидают ответа от разработчиков. Однако чем больше вы ориентируетесь на клиента – тем выше ваша репутация.

Дальнейшие улучшения

Целью мониторинга является понимание дальнейших действий. Используйте статистику и отзывы для выявления слабых мест, возвращайтесь назад, усиливайте их. Процесс разработки мобильного приложения – область с чрезвычайно высокой динамикой и, чтобы оставаться на плаву, работа над приложением должна быть в режиме нон-стоп.

Вывод

Разработка мобильного приложения сложна только на первый взгляд. В ходе работы вы должны будете принимать множество важных решений, возвращаться на неопределенное число этапов назад. Не пропускайте их: помните, что в конечном итоге вас ожидает благодарность пользователей и прибыль. Вы можете доверить разработку мобильного приложения команде «Цифрового Элемента» и получить целостный продукт с уникальным дизайном и функционалом, заточенным именно под ваш бизнес. Кнопка заказать разработку мобильного приложения

Читайте также: