Алиса мегафон из какого фильма

Обновлено: 19.09.2024

Guest from the Future.jpg

«Гостья из будущего» — советский детский пятисерийный телевизионный художественный фильм в жанре исекай, снятый на киностудии имени Горького в 1983—84 гг. кинорежиссёром П. Арсеновым по мотивам фантастической повести К. Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977) и по его же сценарию. Это один из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского и российского кинематографа, и он смело может считаться культовым. Премьера прошла 25-29 марта 1985 г. по Первой программе ЦТ СССР в дни весенних каникул.

Содержание


Как-то два обычных японских московских школьника, Коля и Фима, обнаружили в подвале самую что ни на есть настоящую машину времени. Коля понажимал на кнопочки и попал в XXI в. Вдоволь насмотревшись на светлое коммунистическое будущее, он заглянул и в космопорт.

И началась сумасшедшая охота на миелофон, осложнённая для «хороших» суперспособностью пиратов. Разумеется, хэппи-энд прилагается.

  • Ай, молодца, профессор Селезнёв. С уникального аппарата, позволяющего читать чужие мысли, которым обязательно кто-нибудь захочет воспользоваться со злым умыслом, надо было глаз не спускать. И уж точно не надо давать миелофон своей маленькой дочери, которая ходит с ним по Космозоо, то и дело оставляя его без присмотра.
    • В книге отец Алисе миелофон и не давал, она взяла его без спроса, потому и отправилась за ним в прошлое сама, надеясь, что сможет и вернуть его, и вовремя положить на место.
    • На это есть фанатский обоснуй — Вертер очень любит антиквариат, тем более, что сам он — не только уборщик, но и фактически завхоз в Институте времени, сам в прошлом не бывает, зато ведёт учёт всех предметов, принесённых из прошлого сотрудниками.
    • А ещё старинный троллейбус промелькнул на заднем плане. Конечно, это недочёт, но будем верить, что это пасхальное яйцо.
      • А может, троллейбус специально оставили, сделали экскурсионный маршрут, для любителей старого транспорта и вообще истории. Небольшой музей на колёсах в первозданном виде, примерно как в наше время используются паровозы.
      • Кое-где во время съемок использовался настоящий лазер.
      • Эффекты выстрелов делались в той же лаборатории голографии, которая сделала заставку для «машины времени». И для глаз, и для «фонарика»-бластера пиратов (сделан из фотовспышки).
        • В выстрелах лазеры точно не использовались (лучи врисованы в кадр после съемки), голография в спецэффектах хронопереноса — на 100 % не скажу, но недостижимые другим путем эффекты там если были, то в меньшинстве, фотовспышка к голографии никакого отношения не имеет. Слово «голография» в названии делавшего эффекты коллектива — вполне может быть.
        • В самой дилогии ничем подобным пираты не владеют (да и метаморфом является только Крыс — так, будучи по жизни инсектоидом, носит в целях маскировки антропоморфный экзоскелет).
        • Субверсия: на самом деле она — нормальный и типичный человек-плюс, не выделяющийся в развитии на фоне сверстников в её родных 2080-х. Там она отличается авантюризмом и умением легко сходиться с самыми разными людьми, гуманоидами и негуманоидами, но никак не гениальностью или силой.
        • В повести-первоисточнике фитилёк прикручен: выдающиеся успехи она делает только для школьницы. Знает нечто, что автор зовёт «высшей математикой», а школьники считают «непонятными значками», но уступает в этом учительнице математики. И обыгрывает гроссмейстера в шахматы, но потом признаётся, что смогла этого добиться только на сеансе одновременной игры, а один на один он бы её уделал.
          • Алиса вовсе не уступает Нелли в знании матана — Нелли сама признает, что ей нужно участвовать в олимпиадах. Они просто не успели выяснить, кто же ошибся в разборе того уравнения.
          • Кстати, что ж это за уравнение такое в шестом классе, что нельзя подставить «1» и «1.25» на место переменной и проверить, который ответ правильный, а приходится спорить насчёт аналитического решения?
          • Юля Грибкова, которой Алиса этот самый рецепт рассказывает, выжимает педаль в пол: для неё любое блюдо, которого она не знает, выдуманное. Услышала незнакомое название — и сразу: «Такого блюда нет!»
          • Вариант: брамбулет вовсе не «любимое блюдо Алисы», как пишут на алисиных вики, а просто одно из тех немногих, которые она пока научилась сама готовить. Когда кушать очень хочется, а еды совсем мало, она готова даже это съесть. В книге просто хочет рассказать подруге, что она уже умеет готовить. Это может быть такая же небылица, как и общее предсказание судьбы в самом финале.
          • Пожалуй, на уровне фиги в кармане. Бирманист Можейко, скорее всего, знал о существовании фрукта мангустина, а для читателей это нечто «не из нашего мира».
            • Для тогдашних читателей. В сытых и расслабленных двадцатых мангустин никакого вау-эффекта не имеет. Ну, экзотика, ну, нечасто встречающийся тропический фрукт, но не что-то инопланетное.
            • Про внучку Алиса говорит гораздо позже, когда Юля давно уже обо всём знает. Поэтому и реакция у неё скорее обрадованная: «Вот здорово было бы!»
            • Полина в первой серии тоже ходила в красном платье.
            • Пасхальное яйцо — Вертер перед увольнением говорит: «Напишу сегодня заявление Литваку». М. А. Литвак — тогдашний директор Первого Творческого Объединения киностудии им. Горького. Впрочем, персонаж с фамилией Литвак чуть не просочился в канон. В фанфиках кое-где про него вспоминали.
            • Согласно книгам, Вертера починили, и он продолжил работать и веселить читателей диалогами с другими сотрудниками Института времени.
              • Согласно книгам, никакого Вертера в институте не было совсем — Коля вообще попал туда в нерабочий, выходной день, свободно вышел на улицу (так как дверь открывалась изнутри), а вот назад попал по счастливой случайности.
              • Просочился в последних редакциях книг. Появился, начиная с «Алиса и чудовище» и «Секрет чёрного камня», т. е. где-то с 1999 г. Потом и история из «Сто лет тому вперед» было как бы пересмотрена.
              • Пираты, видя приближающихся к заброшенному дому детей, делают для себя неутешительный вывод (Крыс и Весельчак У в конце XXI в. знали, что от детей можно получить «на орехи», поэтому они думали, что и в XX в. дети такие же).
                • Или это обычный страх преступников перед свидетелями, кем бы те ни были.
                • В книгах говорилось что оба те ещё трусы.

                Человек, похожий на учителя физкультуры: Отпустите их! Юля: (прохожему) Нет, не отпускайте! (учителю) Какое у вас прозвище? Учитель: Илья Муромец. Юля (прохожему) Отпускайте.

                • А ранее похожим вопросом («Как прозвище нашего физкультурника?») Коля Герасимов проверял, кто — настоящий Фима Королёв или замаскированный пират — ему звонит.
                • Иронический кастинг — физкультурнику из фильма не сказать чтоб подходит имидж Ильи Муромца. Книжному — подходит, но никто его так не называет.
                • Люди с другой планеты — два лысых босоногих инопланетных туриста с Альфа Центавра, которые говорят с необычным акцентом.
                  • В каком это кадре они босоногие?
                    • Когда по наводке Коли входят в нуль-транспортировочный «автобус» № 3.
                    • В рассказе «Второгодники» у Селезнёвых есть сосед, которому примерно 150 лет. Таким образом, долгожители в данном сеттинге не такая уж и редкость.
                    • Для отдельной статьи на этой вики пока что мало.
                    • А ещё, когда Коля говорит деду Павлу о пиратах, то он не верит, вспоминая себя в Колином возрасте.
                    • Если ДЕТЯМ расскажут, что с ними будет через десять лет вместо благостных сказочек про изобретение машины времени…

                    В подвале заброшенного московского дома в 198.. году — Алиса, расскажи, кем мы станем когда вырастем! — Ты, Юля, будешь визажистом. — Что это. — Ты, Фима, дилером систем диагностики инжекторов. — ЧЕГО? — Ты, Коля, системным администратором. — ЧТО. — А ты, Мила, колумнистом и блогером. — Ребята, а давайте ее побьем! Как человека спрашивают, а она выпендривается.

                    Максим Мирович

                    Так, друзья — сегодня будет интересный пост из полюбившейся читателям рубрики "кино", но он будет несколько необычным — так как будет касаться не самого сюжета фильма, а скороее того, как он должен был выглядеть на самом деле, а также того ореола, который создали вокруг него фанаты СССР и совка.

                    Речь идёт конечно же о пятисерийной ленте под названием "Гостья из будущего" — которая по какой-то причине стала чуть ли не гимном всех фанатов СССР в возрасте 40+. Если вы зайдёте на ютуб и почитаете комментарии под любой из серий или даже отрывком из этого фильма, то прочитаете примерно следующее — "Эх и хорошо было в СССР! С утра встал, бабушка пирожками накормила, мама в школу отвела, там бесплатными сосиськами покормили, вечером на лыжах покатался и "в гостях у сказки" посмотрел. А сейчас что? Ребёнка корми, жену одевай, кварплату плати, ипотеку гаси, перед начальством унижайся. Верните мне мой СССР!" — такой капризный и инфантильный тон светит из практически всех комментариев, пишет популярный белорусский блогер Максим Мирович в Facebook.

                    Разумеется, всё это легко объяснимо. Фанаты совка указанного возраста застали СССР как раз в детстве, которое пришлось на восьмидесятые годы — в середине которых и выстрелил указанный фильм, что в условиях дефицита фантастики и вообще нормального кино не про войну и не про пионерлагеря стало чем-то новым и свежим. Уже позже детские впечатления наложились на неудачи во взрослой жизни (все фанаты совка — сплошь неудачники) и возникло нечто вроде желания вернуться в прошлое через будущее — "Эх если бы проклятые демократы не развалили страну, сейчас бы с Алисой на флаерах летали и крокодилов миелофоном слушали!".

                    Что интересно — сама повесть Булычёва, по которой был снят фильм, на самом деле была совсем о другом, да и сам автор относился к совку более чем прохладно — но обо всём по порядку.

                    Итак, в сегодняшнем посте — разоблачение и разбор главного детского фильма фанатов совка.

                    Совковое будущее низкого бюджета.

                    Пожалуй, начну с того, что режиссёр Павел Арсенов, который снял эту ленту, на самом деле сильно обманул своих юных зрителей — ничего подобного Кир Булычёв не писал, и из-за низкого бюджета и в целом весьма халатного подхода "будущее", в которое попал Коля — оказалось убогим и совковым. По сути из оригинальной книги автора (её части о будущем) киношники оставили только внешние декорации, скорлупу — Институт Времени (низкопробный макет с кафельной советской плиткой), Космозоо — обычный совковый парк с подвешенной перед камерой на леске фигуркой динозавра, Космопорт (больше похожий на провинциальный автобусный вокзал) и "флаеры" — крашеные аэрографом пенопластовые макеты со следами сбитого гвоздями деревянного каркаса. Простите, но это уровень поделок кружка "юный техник", а не популярного телефильма.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Дальше больше. Думаю, детям хотелось бы посмотреть на достижения будущего — и что же нам показывает режиссёр? А показывает он нам лишь автоматы по выдаче бесплатного лучшего в мире мороженого, сколоченные из фанеры и крашеные советской флейцевой кистью автобусы-"телепорты", а также каких-то хипарей, играющих на газоне в бадминтон. Есть ещё говорящий козёл (Фрэнк, привет) в парке Космозоо — сам парк кстати больше всего напоминает обычный заброшенный совковый сквер — с неухоженными деревьями и травой по пояс. А как вам кубик рубика в "машине времени"? Это никакое не будущее, а хорошо узнаваемые детали совкового настоящего.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Низкопробность и халатность светит из каждой детали "будущего" — интерьеры Института Времени больше похожи на дешевый совковый дворец пионеров начала восьмидесятых, "летающие" флаеры на крупных планах заметно раскачиваются на верёвках, а в одной из сцен "полёта в будущем" на дальнем плане мы вдруг видим какие-то трухлявые деревенские хаты и тяжко плетущийся совковый автобус "ЛАЗ". Разве что крика петухов не хватает:

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    И всё это было бы смешно, когда не было бы так грустно — потому что именно эти декорации сформировали у детей неправильное представление о будущем — будет всё точно так же, как сейчас, только немного лучше. В будущем будет тот же хорошо знакомый СССР, только с бесплатным мороженым — главное слушаться вон того дядю из телевизора и не предпринимать резких движений.

                    О чём на самом деле была книга.

                    А теперь давайте посмотрим, о чём на самом деле была книга Кира Булычёва, по которой советские киношники сняли убогий фильм. Начнём с того, что никаких машин времени в подвалах гнилых бараков в книге нет — установка стоит в квартире соседа Коли, который попадает в больницу с сердечным приступом. Колин сосед — сотрудник того самого Института Времени, сотрудники которого занимаются изучением и, скорее всего, корректировкой прошлого — может быть для того, чтобы дикие совки чего доброго не уничтожили себя и всю планету заодно.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Институт Времени, в который попадает Коля — огромное белое здание с необычными обтекаемыми формами — позже Коля узнает, как именно строятся такие здания. Москва будущего — очень экологичный город с мягкими пешеходными дорожками (некоторые из них — самодвижущиеся), с множеством велосипедов, моно-колёс, всяких летающих досок. Это толерантный и гостеприимный город — на улицах множество гостей из разных концов Галактики, которые прилетают в Москву на фестивали, конференции и просто как туристы. В Москве работает целая сеть футуристического транспорта — в которой флаеры лишь малая часть этой сети. В городе внедряются самые новые экологические технологии — вместе с молодыми рабочими и архитекторами Коля строит дом с помощью футуристического порошка из бактерий и раствора.

                    Самое главное, Москва 2082 года — это часть общего глобального мира, где космос — не инструмент гонки вооружений, а способ этой глобализации и взаимовыручки. В этом мире уже не осталось обнулённых тиранов и узурпаторов — все, кто хочет власти над другими людьми, кто хочет командовать и унижать других — в этом мире являются отщепенцами и бандитами, преследуемыми интергалактической полицией.

                    Именно такими бандитами и были космические пираты Крысс и Весельчак У — в повести подробно рассказывается об их биографии, о том что Весельчак У продал родную мать в рабство, что они планировали вооружённую аннексию некоторых планет и прочее подобное. Таких отщепенцев, которые хотят завладеть новейшим оружием и стать диктаторами — в конце XXI века преследует вся галактика, потому что к тому времени мир уже окончательно понял опасность подобных типов.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Всего этого в книге нет. Нет никакого футуристического города, нет толп иностранных туристов и студентов с разных концов галактики, нет футуристического строительства, нет создания новейших продуктов питания (которым в повести занимался школьный кружок), и самое главное — нет ощущения того глобального будущего, где главными врагами цивилизации являются диткаторы и тираны. От всего этого в фильме остались только автоматы с бесплатным лучшим в мире мороженым и фанерные автобусы.

                    Что говорил о совке сам Кир Булычёв.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Что интересно — сам Кир Булычёв автор повести "Сто лет тому вперёд", по которой сняли фильм "Гостья из будущего", был настоящим антисоветчиком — думаю, если бы фанаты совка узнали, что Кир Булычёв говорил про СССР и про свои тексты — то с негодованием бросили бы смотреть этот фильм. Беда в том, что они не читают ничего, что не укладывается в их картину мира — а почитать стоило бы.

                    Прежде всего, стоит почитать мемуары Кира Булычёва под названием "Как стать фантастом" — в ней пистатель рассказывает о своей жизни, о годах работы в Бирме в качестве переводчика и корреспондента — где на него "стучали" коллеги-совки, а также в целом описывает неприглядные реалии СССР и те препятствия, которые чинила ему советская власть в жизни и творчестве. В этих мемуарах Кир Булычёв также пишет о том, почему он начал писать именно фантастику и прямо говорит о том, что не верил ни в какой утопический коммунизм и о том, что в будущем никакого совка не будет:

                    Постепенно я завоевал репутацию "доброго сказочника". Это была утомительная репутация, потому что в те годы я мог издаваться лишь в "Детской литературе", а если просил вставить в план книгу взрослой фантастики, заведующая редакцией Майя Брусиловская печально вздыхала: Игорь, пойми, в очереди на издание стоят десятки достойных фантастов, и все пишут для взрослых. А вот в детской фантастике у нас пробел - только Крапивин да ты. Напиши еще одну книжку про Алису, и мы ее в будущем году издадим. Вот я и сдавался, потому что предпочитал опубликовать оптимистическую детскую книжку, чем не публиковать ничего. Но в одном я был тверд - и если не верите, пролистайте мои книги семидесятых и восьмидесятых годов: я не верил в торжество коммунизма и в его блага. Я не только сам не хотел вступать в партию, но и мои герои, живущие в будущем, об этой партии не знали. Я не участвовал в кампаниях, семинарах и боевых действиях, не голосовал и не изгонял. Зато и меня нельзя было ниоткуда изгнать.

                    Кстати, в своих поздних книгах Кир Булычёв уже открыто боролся с совком — часто возвращался к эпохе 1930-40-х годов и писал о репрессиях, а в одном из своих поздних рассказов он даже высмеял историю с "самым лучшим в мире советским мороженым" — Алиса специально летала за ним в прошлое, чтобы привезти "эскимо" на палочке одному престарелому любителю всего советского.

                    Будущее начинается сегодня. Вместо эпилога.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Я прочитал все известные романы и повести Кира Булычёва — начиная с его первых рассказов про Алису (цикл "Девочка с которой ничего не случиться") и романа "Последняя война", и заканчивая поздними рассказами и повестями. Если подвести книги Кира Булычёва к общему знаменателю, то это будет всего одно слово — ответственность. Именно об ответственности (перед собой, перед близкими, перед будущим) и была написана повесть "Сто лет тому вперёд". Во многом она опередила время и место, в котором была написана — потому что более безответственную страну, чем СССР, представить себе сложно.

                    Может быть, когда-нибудь по этой повести снимут новое кино — об ответственности и борьбе за идеалы того идеального и честного будущего, в которое удалось заглянуть одним глазочком. Ну а фанатам СССР остаются лишь стоны в стиле "какую страну развалили" и "верните мне мой СССР с лучшим в мире мороженым".

                    Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке.

                    Максим Мирович

                    Так, друзья — сегодня будет интересный пост из полюбившейся читателям рубрики "кино", но он будет несколько необычным — так как будет касаться не самого сюжета фильма, а скороее того, как он должен был выглядеть на самом деле, а также того ореола, который создали вокруг него фанаты СССР и совка.

                    Речь идёт конечно же о пятисерийной ленте под названием "Гостья из будущего" — которая по какой-то причине стала чуть ли не гимном всех фанатов СССР в возрасте 40+. Если вы зайдёте на ютуб и почитаете комментарии под любой из серий или даже отрывком из этого фильма, то прочитаете примерно следующее — "Эх и хорошо было в СССР! С утра встал, бабушка пирожками накормила, мама в школу отвела, там бесплатными сосиськами покормили, вечером на лыжах покатался и "в гостях у сказки" посмотрел. А сейчас что? Ребёнка корми, жену одевай, кварплату плати, ипотеку гаси, перед начальством унижайся. Верните мне мой СССР!" — такой капризный и инфантильный тон светит из практически всех комментариев, пишет популярный белорусский блогер Максим Мирович в Facebook.

                    Разумеется, всё это легко объяснимо. Фанаты совка указанного возраста застали СССР как раз в детстве, которое пришлось на восьмидесятые годы — в середине которых и выстрелил указанный фильм, что в условиях дефицита фантастики и вообще нормального кино не про войну и не про пионерлагеря стало чем-то новым и свежим. Уже позже детские впечатления наложились на неудачи во взрослой жизни (все фанаты совка — сплошь неудачники) и возникло нечто вроде желания вернуться в прошлое через будущее — "Эх если бы проклятые демократы не развалили страну, сейчас бы с Алисой на флаерах летали и крокодилов миелофоном слушали!".

                    Что интересно — сама повесть Булычёва, по которой был снят фильм, на самом деле была совсем о другом, да и сам автор относился к совку более чем прохладно — но обо всём по порядку.

                    Итак, в сегодняшнем посте — разоблачение и разбор главного детского фильма фанатов совка.

                    Совковое будущее низкого бюджета.

                    Пожалуй, начну с того, что режиссёр Павел Арсенов, который снял эту ленту, на самом деле сильно обманул своих юных зрителей — ничего подобного Кир Булычёв не писал, и из-за низкого бюджета и в целом весьма халатного подхода "будущее", в которое попал Коля — оказалось убогим и совковым. По сути из оригинальной книги автора (её части о будущем) киношники оставили только внешние декорации, скорлупу — Институт Времени (низкопробный макет с кафельной советской плиткой), Космозоо — обычный совковый парк с подвешенной перед камерой на леске фигуркой динозавра, Космопорт (больше похожий на провинциальный автобусный вокзал) и "флаеры" — крашеные аэрографом пенопластовые макеты со следами сбитого гвоздями деревянного каркаса. Простите, но это уровень поделок кружка "юный техник", а не популярного телефильма.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Дальше больше. Думаю, детям хотелось бы посмотреть на достижения будущего — и что же нам показывает режиссёр? А показывает он нам лишь автоматы по выдаче бесплатного лучшего в мире мороженого, сколоченные из фанеры и крашеные советской флейцевой кистью автобусы-"телепорты", а также каких-то хипарей, играющих на газоне в бадминтон. Есть ещё говорящий козёл (Фрэнк, привет) в парке Космозоо — сам парк кстати больше всего напоминает обычный заброшенный совковый сквер — с неухоженными деревьями и травой по пояс. А как вам кубик рубика в "машине времени"? Это никакое не будущее, а хорошо узнаваемые детали совкового настоящего.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Низкопробность и халатность светит из каждой детали "будущего" — интерьеры Института Времени больше похожи на дешевый совковый дворец пионеров начала восьмидесятых, "летающие" флаеры на крупных планах заметно раскачиваются на верёвках, а в одной из сцен "полёта в будущем" на дальнем плане мы вдруг видим какие-то трухлявые деревенские хаты и тяжко плетущийся совковый автобус "ЛАЗ". Разве что крика петухов не хватает:

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    И всё это было бы смешно, когда не было бы так грустно — потому что именно эти декорации сформировали у детей неправильное представление о будущем — будет всё точно так же, как сейчас, только немного лучше. В будущем будет тот же хорошо знакомый СССР, только с бесплатным мороженым — главное слушаться вон того дядю из телевизора и не предпринимать резких движений.

                    О чём на самом деле была книга.

                    А теперь давайте посмотрим, о чём на самом деле была книга Кира Булычёва, по которой советские киношники сняли убогий фильм. Начнём с того, что никаких машин времени в подвалах гнилых бараков в книге нет — установка стоит в квартире соседа Коли, который попадает в больницу с сердечным приступом. Колин сосед — сотрудник того самого Института Времени, сотрудники которого занимаются изучением и, скорее всего, корректировкой прошлого — может быть для того, чтобы дикие совки чего доброго не уничтожили себя и всю планету заодно.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Институт Времени, в который попадает Коля — огромное белое здание с необычными обтекаемыми формами — позже Коля узнает, как именно строятся такие здания. Москва будущего — очень экологичный город с мягкими пешеходными дорожками (некоторые из них — самодвижущиеся), с множеством велосипедов, моно-колёс, всяких летающих досок. Это толерантный и гостеприимный город — на улицах множество гостей из разных концов Галактики, которые прилетают в Москву на фестивали, конференции и просто как туристы. В Москве работает целая сеть футуристического транспорта — в которой флаеры лишь малая часть этой сети. В городе внедряются самые новые экологические технологии — вместе с молодыми рабочими и архитекторами Коля строит дом с помощью футуристического порошка из бактерий и раствора.

                    Самое главное, Москва 2082 года — это часть общего глобального мира, где космос — не инструмент гонки вооружений, а способ этой глобализации и взаимовыручки. В этом мире уже не осталось обнулённых тиранов и узурпаторов — все, кто хочет власти над другими людьми, кто хочет командовать и унижать других — в этом мире являются отщепенцами и бандитами, преследуемыми интергалактической полицией.

                    Именно такими бандитами и были космические пираты Крысс и Весельчак У — в повести подробно рассказывается об их биографии, о том что Весельчак У продал родную мать в рабство, что они планировали вооружённую аннексию некоторых планет и прочее подобное. Таких отщепенцев, которые хотят завладеть новейшим оружием и стать диктаторами — в конце XXI века преследует вся галактика, потому что к тому времени мир уже окончательно понял опасность подобных типов.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Всего этого в книге нет. Нет никакого футуристического города, нет толп иностранных туристов и студентов с разных концов галактики, нет футуристического строительства, нет создания новейших продуктов питания (которым в повести занимался школьный кружок), и самое главное — нет ощущения того глобального будущего, где главными врагами цивилизации являются диткаторы и тираны. От всего этого в фильме остались только автоматы с бесплатным лучшим в мире мороженым и фанерные автобусы.

                    Что говорил о совке сам Кир Булычёв.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Что интересно — сам Кир Булычёв автор повести "Сто лет тому вперёд", по которой сняли фильм "Гостья из будущего", был настоящим антисоветчиком — думаю, если бы фанаты совка узнали, что Кир Булычёв говорил про СССР и про свои тексты — то с негодованием бросили бы смотреть этот фильм. Беда в том, что они не читают ничего, что не укладывается в их картину мира — а почитать стоило бы.

                    Прежде всего, стоит почитать мемуары Кира Булычёва под названием "Как стать фантастом" — в ней пистатель рассказывает о своей жизни, о годах работы в Бирме в качестве переводчика и корреспондента — где на него "стучали" коллеги-совки, а также в целом описывает неприглядные реалии СССР и те препятствия, которые чинила ему советская власть в жизни и творчестве. В этих мемуарах Кир Булычёв также пишет о том, почему он начал писать именно фантастику и прямо говорит о том, что не верил ни в какой утопический коммунизм и о том, что в будущем никакого совка не будет:

                    Постепенно я завоевал репутацию "доброго сказочника". Это была утомительная репутация, потому что в те годы я мог издаваться лишь в "Детской литературе", а если просил вставить в план книгу взрослой фантастики, заведующая редакцией Майя Брусиловская печально вздыхала: Игорь, пойми, в очереди на издание стоят десятки достойных фантастов, и все пишут для взрослых. А вот в детской фантастике у нас пробел - только Крапивин да ты. Напиши еще одну книжку про Алису, и мы ее в будущем году издадим. Вот я и сдавался, потому что предпочитал опубликовать оптимистическую детскую книжку, чем не публиковать ничего. Но в одном я был тверд - и если не верите, пролистайте мои книги семидесятых и восьмидесятых годов: я не верил в торжество коммунизма и в его блага. Я не только сам не хотел вступать в партию, но и мои герои, живущие в будущем, об этой партии не знали. Я не участвовал в кампаниях, семинарах и боевых действиях, не голосовал и не изгонял. Зато и меня нельзя было ниоткуда изгнать.

                    Кстати, в своих поздних книгах Кир Булычёв уже открыто боролся с совком — часто возвращался к эпохе 1930-40-х годов и писал о репрессиях, а в одном из своих поздних рассказов он даже высмеял историю с "самым лучшим в мире советским мороженым" — Алиса специально летала за ним в прошлое, чтобы привезти "эскимо" на палочке одному престарелому любителю всего советского.

                    Будущее начинается сегодня. Вместо эпилога.

                    Разоблачение главного детского фильма СССР: "Гостья из будущего"

                    Я прочитал все известные романы и повести Кира Булычёва — начиная с его первых рассказов про Алису (цикл "Девочка с которой ничего не случиться") и романа "Последняя война", и заканчивая поздними рассказами и повестями. Если подвести книги Кира Булычёва к общему знаменателю, то это будет всего одно слово — ответственность. Именно об ответственности (перед собой, перед близкими, перед будущим) и была написана повесть "Сто лет тому вперёд". Во многом она опередила время и место, в котором была написана — потому что более безответственную страну, чем СССР, представить себе сложно.

                    Может быть, когда-нибудь по этой повести снимут новое кино — об ответственности и борьбе за идеалы того идеального и честного будущего, в которое удалось заглянуть одним глазочком. Ну а фанатам СССР остаются лишь стоны в стиле "какую страну развалили" и "верните мне мой СССР с лучшим в мире мороженым".

                    Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке.

                    Дублер Алисы. А вы знаете, что опасные трюки в фильме «Гостья из будущего» выполняла не Наташа Гусева, а другая девочка

                    Мы все прекрасно знаем, что Алису Селезневу в любимом фильме детства сыграла юная москвичка Наташа Гусева . Но в нескольких сценах в образе Алисы выступает совсем другая девочка. Ее специально пригласили на съемочную площадку для выполнения физически сложных трюков.

                    Кадр из фильма

                    По вполне логичной задумке создателя, Кира Булычева , девочка из будущего превосходила своих ровесников из прошлого по всем параметрам. И режиссеру фильма «Гостья из будущего» Павлу Арсенову нужно было показать, что наши потомки станут и умнее, и сильнее.

                    Живущая через сто лет ученица седьмого класса владеет иностранными языками лучше любого выпускника МГИМО, занимается научными исследованиями и устанавливает рекорды на уроке физкультуры.

                    И хотя создатели картины искали спортивного ребенка на главную роль, сцены, призванные подчеркнуть невероятные ( для нас ) физические способности Алисы, могла выполнить только профессиональная спортсменка. И такая нашлась…

                    Знакомьтесь – Оксана Компаниец .

                    Единственная известная детская фотография Оксаны – она в центре. Здесь ей 9 лет.

                    Единственная известная детская фотография Оксаны – она в центре. Здесь ей 9 лет.

                    Летом 1984 году, когда снимались сцены с ее участием, девочке вот-вот должно было исполниться 13 лет. Для сравнения Наташе Гусевой – 12,5 лет.

                    Оксана жила в Ленинграде и с самых ранних лет занималась спортивной гимнастикой . Родители, (отец – преподаватель философии в вузе и мама – инженер в НИИ), отдали дочь в детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва. Когда девочку пригласили на съемки, она уже являлась кандидатом в мастера спорта .

                    Создатели фильма искали вполне определенный типаж – ровесниц, физически и внешне похожих на Наташу Гусеву. Отобрали трех претенденток , но почему в итоге выбрали Оксану, не знает даже она сама.

                    Ей предстояла сыграть Алису в четырех сценах фильма.

                    2-я серия. Троллейбус

                    Сцена, когда Алиса Селезнева, преследуя космических пиратов, только-только прибыла в незнакомый ей 1984 год. Она понятия не имеет о допотопных правилах дорожного движения, а потому едва не угодила под троллейбус.

                    Кадр из фильма

                    Оксане Компаниец предстояла перебежать перед движущимся, пусть и на малой скорости, троллейбусом, причем максимально близко к оному. Получилось впечатляюще.

                    Зрители видели Алису, бегущую через проезжую часть с двух ракурсов – сбоку и сзади – даже не догадывались, что перед ними не Наташа Гусева.

                    На память юной каскадерше создатели фильма подарили тот самый сарафан и тапочки, в котором она изображала девочку из будущего.

                    4-я серия. Прыжок через забор

                    Сцена, в которой тренер Марта Эрастовна желая проверить физические качества Алисы, предлагает ей перепрыгнуть забор высотой 2-2,5 метра. « Ох уж эта мне твоя правдивость », - сокрушается Юля Грибкова , а зрители видят совершенно невероятный для обычной девочки акробатически прыжок.

                    Кадр из фильма

                    Оксана Компаниец выполнила несколько трюков на пленку. Прыгала она всегда вперед с подкидной доски. За забором ее ловили ассистенты. Прыжок Алисы из-за забора в фильме просто был показан в обратной перемотке.

                    4-я серия. Алиса прыгает с третьего этажа школы

                    Если в предыдущих сценах подмены не видно, то вот здесь внимательный зритель замечает, что прыжок совершает не Наташа Гусева. Равно как, чуть ранее из окна прыгает не Вячеслав Невинный в роли Весельчака, а его каскадер. При этом взрослый мужчина прыгал на коробки, а вот юная Оксана была на страховочном тросе, что хорошо видно на стоп-кадре.

                    Кадр из фильма

                    Кстати, по сценарию предполагалось, что Алиса выпрыгнет из окна и зацепится за ветку рядом растущего дуба, раскачается и перескочит на другой сук пониже, и только потом спрыгнет на землю. Но от такого сложного решения пришлось отказаться.

                    4-я серия. Сцена, не попавшая в фильм

                    Помните, как Крыс и Весельчак У преследовали Алису и Юлю, шедших из школы домой. И при этом перебегали проезжую часть по крышам автомобилей.

                    И хотя автомобили двигались очень медленно в момент съемок, естественно подобный трюк исполнили не Вячеслав Невинный и Михаил Кононов , а профессиональные каскадеры.

                    Кадр из фильма

                    Но оказывается, ровно также, по крышам машин, перебегала дорогу и Алиса. Оксана Компаниец успешно выполнила этот трюк. Но в итоговую версию фильма сцена не попала. Возможно, советская цензура посчитала, что она может вызвать поток подражаний у юных зрителей.

                    ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК

                    О себе и о своем участии в съемках выросшая Оксана Ивановна Компаниец рассказала в 2015 году, спустя ровно 30 лет после премьеры фильма на советском телевидении. Большое интервью с ней опубликовал сайт Romantiki , полностью посвященный фильму «Гостья из будущего». Кто хочет подробностей, обязательно найдите его в интернете.

                    По словам Оксаны, трюки, которые предстояло ей выполнить вместо Наташи Гусевой, для спортсменки ее уровня были самыми обычными. В том числе и тот самый акробатический прыжок через забор. В Москву на съемки она приезжала вместе с отцом, а общалась в основном с постановщиком трюков.

                    С Наташей Гусевой и Марьяной Ионесян , исполнившей роль Юли Грибковой, виделась лишь однажды. Девочки вместе ехали на съемки в автобусе, но так и не пообщались. Не сохранились и фотографии Оксаны на съемочной площадке.

                    Что ж, такая судьба у каскадеров. Как у разведчиков.

                    ПОСЛЕ ФИЛЬМА

                    Поразительно, но когда через год «Гостья из будущего» стала главным фильмом советских школьников, Оксана даже своим одноклассникам не рассказывала, что заменяла в фильме саму Алису. Тогда ее мысли были поглощены спортивными достижениями.

                    Оксана в итоге стала мастером спорта, но после окончания школы олимпийского резерва решила выбрать «гражданскую» профессию. Окончила сельскохозяйственный институт и стала профессиональным флористом. А затем освоила специальность реставратора.

                    Оксана Компаниец сегодня. Фото пользователей с сайта kino-teatr.ru

                    Сегодня Оксана Ивановна Компаниец занимается реставрацией интерьеров старинных дворцов и особняков. В свободное время пишет картины, хотя профессиональной художницей себя не считает.

                    Ну а мы скажем Оксане огромное спасибо за любимый фильм нашего детства, пожелаем ей здоровья и новых творческих свершений.

                    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

                    Читайте также: